
«Африка», студия Коннект фильм, режиссёр Дарья Биневская
— Егор! Егор, Егор! Говорить можешь?
— Да...
— А пальцами ног можешь пошевелить?
— Нет.
— Сейчас согреешься.
— Сань...
— Чего?
— Можно на неё посмотреть?
— На кого?
— На собаку.
— Это не собака. Это еда.
— А если она живая ещё?..
Два брата, старший — Санька, и младший — Егорка, собирали в зимнем лесу хворост, замёрзшие ягоды, кору деревьев, и всё, что только могло послужить пищей для них самих, их матери и младшей сестрёнки. Шла Великая Отечественная война. Опустевшая деревенька под Ленинградом, где жили мальчики, уже много дней находилась в кольце жестокой вражеской блокады. Голод властвовал над людьми. Он был настолько сильный, что притуплял все остальные чувства. Вот почему, когда в лесу мальчики наткнулись на раненого, едва живого пса, Санька без тени сомнения засунул собаку в мешок, и стал вслух мечтать о наваристом бульоне. Стемнело, поднялась пурга, и ребята заночевали в сарае на околице. Ночью, когда Саша крепко заснул, младший брат, Егор, освободил собаку, увёл её из сарая и спрятал в укромном месте. Ему стало нестерпимо жалко несчастное животное. Но теперь вся семья останется без еды...
С таким непростым нравственным выбором в реалиях страшного блокадного времени сталкиваемся мы в фильме «Африка» — картине, которую в 2021 году сняла Дарья Биневская. Она же написала к нему сценарий. Первоначально режиссёр планировала снять просветительский короткометражный фильм, приуроченный ко Дню Победы. Однако в процессе съёмок история вдруг начала раскрываться новыми смыслами, и в итоге получился полный метр. Картина стала участницей множества отечественных и зарубежных кинофестивалей. Лента объехала 76 стран — побывала в Финляндии, Индии, Албании, Колумбии. Собрала огромное количество наград, официально став самым премированным российским фильмом за последние 30 лет. «Африка» взяла гран-при фестиваля «Святой Владимир» в Севастополе и фестиваля современного искусства и духовных фильмов «Фреско» в Ереване. Всего же на счету картины более двадцати международных призов!
Режиссёр Дарья Биневская рассказывала, что после премьерных просмотров к ней подходили люди, которые не могли сдерживать слёз, благодарили и говорили, что фильм вселил в их сердца надежду, радость и тепло. Как же удалось создателям фильма, действие которого происходит в блокаду, вызвать такие эмоции? На экране всё вокруг сковано зимним холодом, измождённые голодом герои похожи на тени... Но Дарья Биневская смогла увидеть свет там, где его, казалось, невозможно найти. И сняла картину о величии духа перед плотью. О главенстве милосердия, сострадания и любви над всем остальным. Получился по-настоящему христианский фильм. Так, во всяком случае, считает Екатерина Гусева, которая сыграла в картине роль матери. Актриса увидела в сюжете картины «Африка» библейскую заповедь «Не убий».
Кстати, Африка — это та самая собака, которую спас от незави́дной участи Егор. Так её назвал мальчик. Пёс — овчарка — оказался не простым, а боевым. Егор обнаружил на ошейнике особую гравировку. Догадка мальчугана подтвердилась, когда после снятия блокады через его деревеньку проезжали наши солдаты. Остановились ненадолго погреться. И рассказали любопытную историю.
— Бой был недалеко от вас здесь. Через поле, у леса. Товарища капитана тогда ранили тяжело, еле с поля вынесли. А собака его, верный пёс, его спасла, а сама сгинула.
— Умная была. Мины за километр чуяла. Нам из леса вот таких зайцев таскала.
О той ли собаке, которую в лютый морозный день пожалел Егор, говорили солдаты? Что произошло с ней после того, как мальчик спас её? И что помогло семье Егора выжить в страшные годы блокады? Ответы на эти вопросы зрители получат, когда посмотрят фильм Дарьи Биневской «Африка». Кстати, с 2022 года картину включили список фильмов, рекомендованных для школьного просмотра. И это правильно — потому что светлый, трогательный и душевный фильм учит очень важному: добру, милосердию и любви.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов