— Егор! Егор, Егор! Говорить можешь?
— Да...
— А пальцами ног можешь пошевелить?
— Нет.
— Сейчас согреешься.
— Сань...
— Чего?
— Можно на неё посмотреть?
— На кого?
— На собаку.
— Это не собака. Это еда.
— А если она живая ещё?..
Два брата, старший — Санька, и младший — Егорка, собирали в зимнем лесу хворост, замёрзшие ягоды, кору деревьев, и всё, что только могло послужить пищей для них самих, их матери и младшей сестрёнки. Шла Великая Отечественная война. Опустевшая деревенька под Ленинградом, где жили мальчики, уже много дней находилась в кольце жестокой вражеской блокады. Голод властвовал над людьми. Он был настолько сильный, что притуплял все остальные чувства. Вот почему, когда в лесу мальчики наткнулись на раненого, едва живого пса, Санька без тени сомнения засунул собаку в мешок, и стал вслух мечтать о наваристом бульоне. Стемнело, поднялась пурга, и ребята заночевали в сарае на околице. Ночью, когда Саша крепко заснул, младший брат, Егор, освободил собаку, увёл её из сарая и спрятал в укромном месте. Ему стало нестерпимо жалко несчастное животное. Но теперь вся семья останется без еды...
С таким непростым нравственным выбором в реалиях страшного блокадного времени сталкиваемся мы в фильме «Африка» — картине, которую в 2021 году сняла Дарья Биневская. Она же написала к нему сценарий. Первоначально режиссёр планировала снять просветительский короткометражный фильм, приуроченный ко Дню Победы. Однако в процессе съёмок история вдруг начала раскрываться новыми смыслами, и в итоге получился полный метр. Картина стала участницей множества отечественных и зарубежных кинофестивалей. Лента объехала 76 стран — побывала в Финляндии, Индии, Албании, Колумбии. Собрала огромное количество наград, официально став самым премированным российским фильмом за последние 30 лет. «Африка» взяла гран-при фестиваля «Святой Владимир» в Севастополе и фестиваля современного искусства и духовных фильмов «Фреско» в Ереване. Всего же на счету картины более двадцати международных призов!
Режиссёр Дарья Биневская рассказывала, что после премьерных просмотров к ней подходили люди, которые не могли сдерживать слёз, благодарили и говорили, что фильм вселил в их сердца надежду, радость и тепло. Как же удалось создателям фильма, действие которого происходит в блокаду, вызвать такие эмоции? На экране всё вокруг сковано зимним холодом, измождённые голодом герои похожи на тени... Но Дарья Биневская смогла увидеть свет там, где его, казалось, невозможно найти. И сняла картину о величии духа перед плотью. О главенстве милосердия, сострадания и любви над всем остальным. Получился по-настоящему христианский фильм. Так, во всяком случае, считает Екатерина Гусева, которая сыграла в картине роль матери. Актриса увидела в сюжете картины «Африка» библейскую заповедь «Не убий».
Кстати, Африка — это та самая собака, которую спас от незави́дной участи Егор. Так её назвал мальчик. Пёс — овчарка — оказался не простым, а боевым. Егор обнаружил на ошейнике особую гравировку. Догадка мальчугана подтвердилась, когда после снятия блокады через его деревеньку проезжали наши солдаты. Остановились ненадолго погреться. И рассказали любопытную историю.
— Бой был недалеко от вас здесь. Через поле, у леса. Товарища капитана тогда ранили тяжело, еле с поля вынесли. А собака его, верный пёс, его спасла, а сама сгинула.
— Умная была. Мины за километр чуяла. Нам из леса вот таких зайцев таскала.
О той ли собаке, которую в лютый морозный день пожалел Егор, говорили солдаты? Что произошло с ней после того, как мальчик спас её? И что помогло семье Егора выжить в страшные годы блокады? Ответы на эти вопросы зрители получат, когда посмотрят фильм Дарьи Биневской «Африка». Кстати, с 2022 года картину включили список фильмов, рекомендованных для школьного просмотра. И это правильно — потому что светлый, трогательный и душевный фильм учит очень важному: добру, милосердию и любви.
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд
В 1934 году на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Инженер Гоф». Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой.
Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». «Сама не знаю, как смогла такое написать», — смеялась впоследствии Ирина Всеволодовна. Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!» Девушка смотрела на Меркурьева, и ей казалось, будто после долгой разлуки она встретилась с самым родным и близким человеком. «Я люблю его», — призналась сама себе в тот вечер Ирина. А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце.
Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. «Их отношения были каким-то чудом, — писал о родителях Пётр Васильевич Меркурьев. — Они прожили вместе больше сорока лет, и чувства их всегда оставались свежими».
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы.
В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.