Владивостокский купец первой гильдии Михаил Суворов вечером возвращался домой со строительной площадки на острове Русский. Улыбка не сходила с его обычно сдержанного, невозмутимого лица: Михаил Иванович был доволен ходом строительства. На самом восточном краю Русской земли засиял золотыми крестами воинский храм тридцать пятого Сибирского стрелкового полка во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сам отец Иоанн Крондштадтский благословил строительство нового храма и прислал первый денежный взнос. Суворов вложил в постройку церкви 12 тысяч рублей — огромную сумму для 1897 года.
Вдруг убаюканного приятными мыслями и мерным покачиванием саней купца сильно тряхнуло. Суворов не успел испугаться, как лошади, а следом и сани с седоками, стремительно полетели вниз, в незамеченную полынью. Затрещал лед, дико закричали люди и животные... Только потом стало известно, что и возница, и помощник Суворова, сидевшие с ним рядом в санях, утонули. Лишь Суворову удалось спастись, выкарабкавшись из ледяной воды. «Божьей милостью спасся»,- был уверен Михаил Иванович.
«Владивостокский Савва Морозов», как называли Михаила Суворова, начал свою деятельность в 1882 году рядовым строительным подрядчиком. Со временем Михаил Иванович обзавелся собственным производством: построил спичечную фабрику, литейную и механическую мастерские, лесопильный и красочный заводы. Эти предприятия давали Суворову возможность заниматься тем, к чему у него больше всего лежала душа: помощью обездоленным и неимущим.
У Суворова не было своей семьи и детей, поэтому всю любовь и заботу он обратил на бедных ребятишек. Каждый праздник меценат появлялся в училищах и школах Владивостока, раздавая ученикам из бедных семей форменную одежду, школьные принадлежности, сласти и другие подарки. Нередко Суворов оплачивал учебу тех, чьи семьи не могли себе этого позволить. За пожертвования на народное образование и просвещение Суворов еще при жизни удостоился чести, которую заслуживали лишь особы царской фамилии — его именем назвали Второе женское городское начальное училище.
Суворов долго добивался реализации своего проекта ночлежного дома, где за умеренную плату могли бы найти приют бедняки, временно потерявшие работу и жилье. В конце концов ночлежный дом на 40 человек был построен. Львиную долю расходов на его сооружение взял на себя Михаил Иванович. Его же стараниями вскоре появился во Владивостоке Работный дом. Кроме жилья безработным предоставлялась горячее питание в дешевой столовой, Комиссия по призрению старалась подыскать им работу. В течение 1909 года Работный дом дал приют и работу 850 безработным жителям Владивостока.
17 ноября 1912 года заседание Владивостокской городской думы было прервано сообщением о том, что Суворов скончался в Москве. Отцы города поднялись со стульев почтить память покойного. Так велики были его заслуги, что городская Дума распорядилась привезти тело во Владивосток и здесь с почетом похоронить на участке при Покровской церкви, в строительстве которой он принимал непосредственное участие. 1 декабря народ заполонил всю соборную площадь Владивостока: больше всего было учащихся школ и училищ, пришедших проводить в последний путь своего любимого опекуна. Заработанные миллионы Михаил Суворов отдал на благо людей, и настолько велико было уважение к этому владивостокскому благодетелю, что именем Суворова назвали городскую начальную школу для мальчиков, а Набережная улица, где он жил, стала Суворовской.
Все выпуски программы Имена милосердия
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







