1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Оказывались ли вы, дорогие друзья, в ситуации, когда ваши представления о должном и недолжном сталкивались с неопределённостью со стороны другого человека? Например, вы оказались приглашёнными на юбилей, но во время поста — и вот перед вами вопрос: либо отказаться вообще — какие гости постом? Либо тщательно выяснить уже на месте, из чего приготовлены блюда, и выбрать из них гарантированно постное, либо — руководствоваться каким-то иным подходом.
Отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за литургией в православных храмах, помогает нам ответить на наше затруднение.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Чтобы лучше понять прозвучавшие сейчас слова апостола Павла, вспомним, что речь идёт о мясных лавках, в которых во времена первых христиан можно было встретить туши животных, принесённые в жертву идолам. Во время общей трапезы после жертвоприношения оставшееся мясо употреблялось участниками как обязательная, неотъемлемая часть ритуала.
Для иудеев и иудеехристиан участие в подобных трапезах категорически воспрещалось. Но не только участие: даже вкушение мяса, оставшегося и попавшего в мясную лавку, тоже воспринималось как предательство своей веры. Поэтому на рынке иудей тщательно допытывался у мясника, не пытается ли он под видом чистой, неосквернённой языческими ритуалами, пищи, подсунуть ему идоложертвенное? Именно против такого подхода и выступает апостол.
Но смотрите, как радикально апостол Павел разворачивает саму ситуацию! Дело вовсе не в том, что идол — пустой звук, бесовская игрушка. Эта мистическая сторона для апостола — вторична. Гораздо важнее для него сама ситуация, в которой оказывается и вопрошающий об источнике происхождения мяса, и отвечающий: ситуация-то совсем неловкая! Чтобы её избежать, апостол и рекомендует спокойно покупать всё то, что предлагается, — не устраивая допрос продавцу. Однако если он сознательно указывает на кусок мяса как на идоложертвенный — такой, конечно, не брать — опять-таки, чтобы не соблазнить других верующих, которые могут подумать, что их брат «двоится в мыслях» и пытается совместить языческое служение и христианское.
Мне вспоминается один эпизод из "Нового афонского патерика«— книги о жизни монахов на святой горе Афон в 20-м веке — который воспроизводит в точности установку апостола из сегодняшнего послания. А история вот какая. В небольшом монашеском скиту вдруг стали регулярно пропадать дыни. Явно, среди братии завёлся вор. И вот, один монах не выдержал и ночью устроил засаду. Действительно, он увидел, как один брат срезал дыню и забрал к себе в келью. Обрадованный «шпион» сразу побежал к игумену. «Отче, отче, я знаю, кто из наших ворует дыни!» Лишь только игумен это услышал, он тотчас закрыл своей рукой рот говорившему и сказал: «Очень тебя прошу, если когда-то ещё тебе придёт помысл выслеживать кого бы то ни было, спрячься как можно тщательнее, чтобы ни при каких условиях он тебя не смог заметить — для спокойствия его совести!»...
Такой подход может показаться нам абсурдным, похожим на потакательство преступному поведению. Но для игумена каждый брат — бесконечно дорог и ценен, и он верит в то, что и у этого монаха однажды придёт осознание своего греха и наступит искреннее, не вынужденное внешним давлением, раскаяние. А пока — да, будем терпеть убытки — но разве душа не дороже даже сотни дынь?
Ответ на вопрос, который я озвучил в самом начале, простой: подумайте сначала, будет ли уместным выяснять у пригласивших, что за пища будет за столом — и уже из этого и определяйте своё дальнейшее поведение!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Боголюбская икона Божией Матери. Новое обретение
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в городе Владимире открылась необыкновенная экспозиция. На ней представлена Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Этот образ был написан по повелению Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. Созданный в XII веке, он представлен сейчас таким, каким его видел Князь Андрей, который повелел иконописцам создать лик, похожий на образ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, хорошо ему известный. Иконописный извод был выбран, благодаря явлению Князю во сне Пречистой Девы. В греческой традиции он назван Агиосоритисса.
О том, как удалось художнику — реставратору высшей квалификации, заведующему научно — реставрационной мастерской «Иконотека Овчинникова», кандидату искусствоведения Александру Анатольевичу Горматюку раскрыть первоначальный слой живописи; как подготавливала к этому событию работа его предшественников, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Академика И.Э. Грабаря в течение предыдущих 100 лет; о том, в какое время вернулась к нам эта икона, наша программа.
Посещение Боголюбской иконы Божией Матери паломниками предусмотрено по согласованию с Владимирской епархией, и осуществляется ежедневно по будням в музее с 10 до 11 часов, хотя и в течение дня все верующие могут насладиться одним из древнейших образов Божией Матери на Руси в рамках посещения выставки «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение».
Все выпуски программы Места и люди
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.