
Фото: Marko Blažević / Unsplash
Вот уже больше двух веков тысячам детей во всём мире родители читают сказки братьев Гримм. Знаменитые немецкие сказочники, собиратели фольклора и языковеды, Якоб и Вильгельм Гримм, тоже когда-то были детьми. Именно в детстве, в родной семье, возник их творческий братский союз, который продлился всю жизнь. Якоб родился в 1785-м, а через год на свет появился Вильгельм. Родиной будущих сказочников стал город Ханнау в немецкой провинции Гессен. Родители братьев, почтенные горожане Доротея и Филипп Гримм, воспитывали семерых детей. Якоб и Вильгельм были старшими в семье. В дружном семействе Гриммов царила жизнерадостная, доброжелательная атмосфера. Дети проводили дни в подвижных играх. В канун Рождества Гриммы всей семьёй мастерили из золотой фольги подарочные медали, которые на праздник торжественно вручали друг другу возле наряженной ёлки. Часто навестить детей приходила их тётя по отцу — бездетная вдова Юлианна Шлеммер. Якоба и Вильгельма тётушка учила азбуке, рассказывала истории из Священного Писания, а иногда и сказки. По воскресеньям она водила детей в церковь Святой Екатерины, где когда-то служили священниками дед и прадед Гримм. А в будни, по утрам, мальчики, взявшись за руки, бежали на урок к учителю французского языка.
В 1796 году идиллию нарушило несчастье. Отец семейства, Филипп Гримм, заболел пневмонией и скоропостижно скончался. А буквально через несколько месяцев после этого отошла ко Господу тётушка Шлеммер. Якоб и Вильгельм, как старшие в семье, взяли на себя заботу о матушке, братьях и сёстрах. Когда младшие дети подросли, братья смогли поступить в Марбургский университет. В Маргбурге они увлеклись старинной поэзией и фольклором. Гриммы читали всё, что только могли отыскать в университетской библиотеке. Очень кстати пришлась поездка Якоба в Париж, где он посетил Национальную библиотеку и отыскал там больше тысячи редчайших старинных книг и рукописей. Правда, Вильгельм очень скучал по брату. Он писал ему: «Когда ты уехал, мне казалось, что мое сердце разорвётся. Ты не представляешь, насколько ты мне дорог». Якоб в ответном письме тоже выразил брату всю свою любовь: «Чувствую, что никто меня так не любит, как ты. Я же, конечно, тоже люблю тебя искренне и нежно», — писал он. Когда Якоб вернулся из Парижа, братья решили жить вместе и никогда не расставаться.
Так и случилось. Даже когда Вильгельм женился, и у него появились дети, братья Гримм всё равно либо делили кров, либо находили жильё рядом друг с другом, куда бы ни забросила их судьба. Кстати, своего первенца Вильгельм назвал в честь брата — Якобом. Через всю жизнь они пронесли чувство братской любви и привязанности. Их общее увлечение фольклором принесло свои плоды. В 1812-м году увидел свет первый том «Детских и семейных сказок». Материал для книги братья скрупулёзно собирали, расспрашивая друзей, соседей. Оказалось, что народное предание хранит настоящие сокровища. Например, экономка их знакомого аптекаря, которую все называли «бабушка Мария», рассказала братьям Гримм про Мальчика-с-пальчик, Красную Шапочку и Спящую красавицу.
В 1840-м году Якоб и Вильгельм начали работу над словарём немецкого языка. К тому моменту оба уже были приняты в Берлинскую Академию наук и получили профессорские степени. А в 1859-м году Вильгельм Гримм скоропостижно скончался. Якоб очень горевал. «С детских лет мы были вместе. И как только я беру в руки книгу „Сказок“, у меня сжимается сердце и становится больно до слёз — на каждой странице я вижу перед собой портрет брата и следы его трудов», — писал он. До последнего дня Якоб продолжал их начатое совместно дело — немецкий словарь. Но не успел его завершить — Гримм-старший ушёл из жизни через 4 года после кончины брата, в 1863-м. Грандиозный труд удалось закончить группе учёных-лингвистов уже в середине 20-го века — в 1960-м году. А сборник сказок братьев Гримм получил огромную популярность во всём мире.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема