
«Повесть о неизвестном актёре», студия Мосфильм, режиссёр режиссёр Александр Зархи
— Вы знаете, когда я читал конец третьего акта... Просто мурашки по спине, честное слово. Есть, что играть. И вот так вот и в жизни сплошь да рядом. Одному везёт, другому, как говорится — не улыбается. Если один ради другого бросил всё, скитался с ним по городам и весям — разве он принёс себя в жертву?
Так рассуждает пожилой артист Павел Павлович Горяев. Тридцать лет кряду он служит в драмтеатре маленького провинциального сибирского городка Белореченска. Когда-то немало поколесил по стране вслед за своей женой, тоже актрисой, которая искала славы то в Астрахани, то Саратове, то в Омске. Потом в погоне за успехом супруга оставила Павла Павловича. И он осел в Белореченске. Шло время. Бывшие коллеги Горяева давно блистали на столичных театральных сценах. Но Пал Палыч им нисколько не завидовал. Он всё так же ездил с гастролями по сельским клубам. Видавший виды театральный автобус с актёрами увязал в грязи на просёлочных дорогах. Горяев, которого в своё время тоже звали в столицу, играл Шекспира под открытым небом на строительных площадках в самом сердце тайги. И вовсе не считал, что принёс свою жизнь в жертву. Он был счастлив!
Таков герой кинофильма «Повесть о неизвестном актёре». Картину о чутком, интеллигентном, добром человеке снял в 1977 году режиссёр Александр Зархи. Из книги его воспоминаний я и узнал об этой ленте. Заинтересовался, решил посмотреть. И теперь мне кажется странным, что эта неспешная философская, немного грустная, но очень светлая и добрая кинокартина в своё время почему-то прошла мимо массового зрителя. Ну, а сегодня и подавно мало кто о ней даже слышал. А между тем, фильм определённо стоит посмотреть.
Одно из очевидных достоинств «Повести о неизвестном актёре» — это, конечно, замечательный актёрский состав. Главного героя сыграл Евгений Евстигнеев. В других ролях мы увидим Аллу Демидову, Игоря Квашу, Михаила Кононова, Николая Трофимова, Игоря Старыгина, Валентина Гафта. Но, в первую очередь, фильм поражает своей смысловой глубиной. Недаром сам режиссёр Александр Зархи называл его картиной, призывающей к размышлениям.
О чём же заставляет задуматься лента «Повесть о неизвестном актёре»? В сущности, о главном: о смысле нашей жизни. В том ли он, чтобы непременно добиться успеха, сделать карьеру, снискать славу? А может быть — в том, чтобы просто быть нужным людям? Жить для них? В фильме есть интересный момент. Пал Палыч, перепутав время выездного спектакля, приезжает на таёжный полустанок, когда представление давно уже закончилось и артисты уехали. От станционного смотрителя он узнаёт, что в пьесе его заменил молодой начинающий артист Петя Стрижов. Горяеву приходится заночевать на станции. И всю ночь смотритель со счастливым блеском в глазах вспоминает, в каких ролях ему довелось видеть Пал Палыча. Актёр дарил радость этому человеку. И многим другим. И разве так уж важно, со столичной сцены он это делал, или с наскоро сколоченных вручную подмостков? Именно об этом в другом эпизоде картины беседуют Пал Палыч Горяев и его старый друг, актёр Михаил Тверской. Тот самый, что когда-то уехал в Москву и прославился. Он признаётся, что в иные моменты... завидует своему провинциальному коллеге!
— Лучезарный ты человек, Паша. Живёшь на земле просто и ясно. Работаешь в своём театре...
— А тебе вообще грех жаловаться. Ты же у нас со всех сторон виден. Монумент, обелиск. Регалии, апартаменты, президиум.
— Всё суета сует, Паша. И встаёт, братец, банальный вопрос — а для чего мы живём на свете?
— Ну, ты всегда знал — для дела.
— Нет, брат, теперь я поумнел. Не для чего живёт человек, а для кого. Слава, она ведь, сам знаешь — ветхая заплата...
Жизнь для ближнего. Жизнь-служение. Согласитесь, это уже предметы для размышлений в духовной плоскости. Мне очень понравилось, как о картине «Повесть о неизвестном актёре» отозвался журналист и кинокритик Максим Васюнов. Он назвал фильм кладезем мудрости, а звучащие в нём смыслы — переложенными Евангельскими заповедями. Да, несмотря на то что фильм был снят в СССР, в нём отчётливо ощущается духовный поиск. И может быть, вместе с героем найдём что-то важное для себя и мы, зрители.
Юлия Вознесенская «Путь Кассандры» — «Пробуждение от грёз»

Фото: Suliman Sallehi / Pexels
Во сне, физическом сне тела, человек проводит треть жизни. А сколько времени уходит на сон души? Не проводим ли мы большую часть жизни, грезя наяву? Таким вопросом задается героиня романа Юлии Вознесенской «Путь Кассандры или приключения с макаронами». Действие романа происходит в недалёком будущем. Лжемессия, то есть, Антихрист, правит миром. Земляне — кроме тех, кто не принял его печати — большую часть времени проводят в так называемой Реальности — в сконструированных компьютерами симуляциях. Юная Кассандра выбрала виртуальный мир рыцарского замка. Однажды она слышит в нём балладу о Спящей Красавице, которая начинается такими словами: «Состарилась, состарилась принцесса».
Удивлённая, Кассандра прислушивается. В балладе рассказывается, как Спящая Красавица, проспав положенные сто лет, проснулась сама, без принца, немощной старухой, которой остаётся только признать: жизнь её прошла во cне.
Для Кассандры наступает прозрение. «А не похожи ли мы все на эту принцессу из баллады?»— говорит она себе и задаётся вопросом, почему ей бывает так тоскливо. Кассандра тоскует, сама того не зная, о подлинной жизни — реальной, живой, осмысленной.
В финале повести мы радуемся за героиню, но ведь грезить наяву можно не только с помощью технологий. «Душа моя, восстань, что спишь?» — слышим мы ежегодно Великим постом, когда в храмах звучит покаянный канон святого Андрея Критского. Но восстаём ли мы? Пробуждаемся ли? Сон души порой бывает трудно распознать. К счастью, Кассандре это удалось.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Элизабет Гаскелл «Жёны и дочери» — «О чём не пожалеем накануне смерти»

Фото: freestocks.org / Pexels
В час смерти человек вспоминает прожитую жизнь. Какие в тот час приходят к нам воспоминания? Писательница Элизабет Гаскелл ставит такой вопрос в одном из эпизодов романа «Жёны и дочери».
Отец семнадцатилетней Молли Гибсон женился во второй раз. К мачехе Молли испытывает неприязнь. В первый день после свадьбы, оставшись наедине с отцом, Молли говорит, что не будет называть мачеху мамой. Отец не возражает, но девушка видит, что он огорчён. Проходит несколько минут, и Молли порывисто говорит:
— Папа, я буду звать её мамой!
— Ты не пожалеешь об этом, Молли, — отвечает отец, — когда наступит твой последний час.
Слова мистера Гибсона — универсальное этическое правило. Принимая решения, стоит подумать: будем или не будем мы жалеть о них в последний час? Кто имеет память смертную, не согрешит вовек, сказал Авва Дорофей, духовный писатель шестого века. Правильная память о смерти не имеет ничего общего с унынием. Напротив, она мотивирует жить полной, осмысленной жизнью. И, конечно, принимать верные решения, о которых мы не будем сожалеть.
Мачеха искренне привязывается к Молли. Так героиня понимает, что отец был прав, и она приняла правильное решение, о котором не будет сожалеть.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эвонли» — «Грех как беда»

Фото: cottonbro studio / Pexels
Как мы относимся ко греху?
Ответу на этот вопрос посвящён один из эпизодов повести Люси Монтгомери «Энн из Эвонли». Шестилетний Дэйви набедокурил: сказал взрослым, что его сестрёнка Дора потерялась. Марилла, приютившая и Дэйви с сестрой, и шестнадцатилетнюю Энн Ширли, главную героиню повести, отправляет мальчика спать без ужина. Энн пытается поговорить с ним по душам, и выясняет, что Дэйви уже неделю не молится. Намеренно. А всё потому, что мальчик однажды услышал, что, если он не будет молиться, с ним произойдет нечто страшное. «Наверное, какие-нибудь страшные приключения», — подумал Дэйви. И перестал молиться в ожидании этих приключений.
— Но ничего страшного так и не произошло, — разочарованно говорит он.
— Произошло, — отвечает Энн.
— То, что меня уложили без ужина? — удивляется мальчик. — Так это ерунда.
— Нет, Дэйви, кое-что другое. Действительно страшное. То, что ты солгал. То, как бесчестно поступил с нами. Это и есть худшее, что могло с тобой произойти.
Притихший Дэйви задумывается. Энн одержала маленькую победу — она научила мальчика видеть беду не в том наказании, которое следует за грехом, а в самом грехе, в том искажении, которое грех неминуемо вносит в душу. И мелочей здесь не бывает. Игумения Арсения Себрякова, подвижница благочестия девятнадцатого века, писала: «Любой грех оскверняет сердце, расслабляет его, делает порочным, слабым, недеятельным, слепым и глухим».
Энн Ширли сумела объяснить Дэйви, чем опасен грех, и мальчик в конце главы принимает решение: «Не буду я больше грешить, оно того не стоит».
Все выпуски программы: ПроЧтение











