Многовековая история Казанской иконы Божией Матери — это непрестанная череда чудес. Само обретение реликвии произошло невероятным образом. В 1579 году Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне и указала, что святыню следует искать на пепелище, оставшемся после городского пожара. Древнюю икону нашли среди земли и пепла, словно только что написанную, сияющую свежими красками.
Одним из первых, кто принял Казанский образ на руки, был священник Ермолай — будущий патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Он составил хронику событий, связанных с явлением иконы и назвал свой труд «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы, честнаго и славного Ея явления образа, иже в Казани». В этом документе святитель Ермоген засвидетельствовал, что уже во время перенесения святыни с места обретения в Благовещенский собор произошло исцеление двух слепцов — Иосифа и Никиты. В своей повести автор подробно описал и другие чудеса, сотворённые Божией Матерью. По молитвам перед Её Казанским образом слепые обретали зрение, парализованные вставали на ноги, к душевнобольным возвращался здравый рассудок.
Чудотворная икона из Казани не раз сопровождала русских воинов в оборонительных походах. С ней шли ополченцы освобождать Москву от поляков в 1612 году. Перед списком Казанского образа молился Пётр Первый накануне Полтавской битвы. К чудотворной иконе, хранимой в Казанском соборе Санкт-Петербурга, прикладывался фельдмаршал Михаил Кутузов перед тем, как вступить в противостояние с Наполеоном. И Божия Матерь неизменно откликалась на сердечные прошения патриотов, помогала защищать наши рубежи.
Свою помощь Богородица неоднократно являла и в годы Великой Отечественной войны. Её Казанская икона служила чудесной оградой от фашистов при обороне Москвы и во время блокады Ленинграда. Святыня помогла русским солдатам в Сталинграде и под Кёнигсбергом.
Источник благодатной помощи Божией Матери не иссяк и поныне. Миллионы людей во всем мире молятся перед Казанской иконой и получают исцеления, разрешение житейских проблем и утешение в скорбях. Летопись чудес древнего образа продолжается в его бесчисленных списках.
Все выпуски программы Небесная Заступница
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







