
Большинство наших соотечественников считают Египет или курортом, или родиной пирамид. К сожалению, христианское наследие Египта известно сравнительно небольшому количеству людей. А ведь именно в египетских пустынях происходили важные библейские события. Здесь же появилось такое церковное служение, как монашество. Символом египетского христианства считается крест святого Антония Великого или крест-«тау». Он представляет собой изображение креста, состоящего из вертикальной перекладины, соединённой сверху с перекладиной горизонтальной. Внешне крест святого Антония напоминает русскую букву «т» или греческую — «тау». Отсюда и название — крест-тау. На крестах такой формы распинали преступников в Римской империи. Крестом святого Антония эта форма крестного изображения называется потому, что служила символом монашеских общин, появившихся в Египте благодаря подвигу святого Антония Великого. Святой Антоний, живший в четвёртом веке, считается основателем монашества. Он был одним из первых, кто решился стать отшельником ради любви к Богу.
Впрочем, крест-тау стал известен ещё задолго до времён святого Антония. Впервые мы сталкиваемся с этим символом в Египте, примерно за тринадцать тысяч лет до Рождества Христова. В ту эпоху еврейский народ был пленен Египетским царством. Спастись иудеям удалось только после того, как государство жестокого фараона постигли ужасные испытания, посланные Богом для вразумления правителя. Сначала воды Нила превратились в кровь, затем на египтян стали поочередно нападать жабы, мошки-паразиты, саранча...
Последнее испытание было самым страшным — в семьях египтян умерли первенцы — евреев это горе обошло стороной. Они по повелению пророка Моисея помазали косяки входных дверей своих домов кровью жертвенного ягненка, изобразив, как повествует предание, как раз крест-тау. Естественно, в их понимании данный знак не относился к жертве Христа. В Египте тех времен крест-тау являлся символом небесной защиты. Окончательно крест т-образной формы стал символом ветхозаветных иудеев после их чудесного перехода по дну Красного моря, воды которого расступились по молитве пророка Моисея. Во время путешествия по Синайской пустыне евреев стали жалить ядовитые змеи. По повелению Божию Моисей сделал из меди изображение змея. Его он подвесил на большой по размеру металлический крест-тау. Каждый ужаленный змеёй иудей исцелялся, с молитвой взирая на медного змея.
Благодаря ветхозаветным событиям крест-тау стал почитаться египетскими христианами. Во-первых, это символ напоминал о важном событии из Ветхого Завета — освобождении евреев из рабства фараону. Во-вторых, как верили местные христиане, Спаситель был распят на кресте именно такой формы. Когда святой Антоний основал православное монашество, он и его последователи отличительным знаком селений христианских подвижников пустыни сделали крест-тау. Его древние монахи изображали при входе в свои пещеры или ветхие хижины. В 13 веке крест-тау распространился в западном мире, став символом монахов-францисканцев. Основателю ордена Франциску Ассизскому было явление: он увидел Спасителя, распятого на кресте-тау. С этого времени распятие такой формы стало символом францисканцев, которые, впрочем, также, как и мы, называют крест-тау крестом святого Антония Великого.
Все выпуски программы Вселенная православия
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица