
В начале девятнадцатого века по улице Гусёвке жители города Старый Оскол проходили, с наслаждением потягивая носом. И зимой, и летом в воздухе здесь витали сладкие запахи груш, клубники, вишни, малины, смородины. Доносилось это дивное благоухание из-за ничем не примечательных серых чугунных ворот, за которыми располагалось учреждение вполне прозаическое: соковый и конфитюрный завод Ивана Алексеевича Дьякова — известного в городе промышленника и купца.
Близилось Рождество, а в праздники дьяковская продукция — варенье, джемы, сиропы, морсы, сухофрукы и пастила — была особенно востребована. Рабочие целую неделю трудились в две смены, и теперь, получив хорошие сверхурочные, расходились на рождественские каникулы.
Когда они вышли из цеха, улица уже погрузилась в ранние зимние сумерки; на заводском дворе зажглись фонари. В темноте рабочие не сразу узнали в приближающейся к ним фигуре самого хозяина — Ивана Алексеевича. А тот, ничуть на это не обидевшись, первый им поклонился.
— Что, ребята, по домам на праздники?! — весело прокричал он.
Рабочие дружно загудели.
— А сладостей к столу запасли? — поинтересовался Дьяков.
— Управляющий по баночке варенья взять разрешил, — утвердительно кивнул кто-то из толпы.
Дьяков рассмеялся и покачал головой.
— Эк, щедрый какой! У вас у каждого семьи да дети, а он — «по баночке!» Ступайте-ка на склад и наберите всего, чего душа пожелает к Святому празднику!
На другой день товарищи по купеческой гильдии пеняли Дьякову:
— Уж слишком ты, Иван Алексеевич, людей любишь. Гостинцы к празднику рабочим раздаёшь. А ну, как, глядя на тебя, и наши гостинцев потребуют?
— Так и вы раздайте! — улыбнулся в ответ Дьяков. — А не любить людей нельзя. Так нам Господь заповедал — «возлюби ближнего своего»!
Эта заповедь действительно была основополагающей в жизни Ивана Алексеевича. И свой конфитюрный завод он строил, руководствуясь ей. «Соберёт какая-нибудь бедная старушка в своём саду пять вёдер сливы, — рассуждал Дьяков, — а продать порой и одного не может. Кому покупать? У всех свои сады есть. А будет завод, и эта старушка, и все остальные смогут туда ягоды продать и себе на жизнь заработать».
Но это без сомнения доброе начинание было далеко не единственным, что Дьяков делал для города и его жителей. Каждое Рождество в своём особняке Иван Алексеевич наряжал огромную пушистую ель, украшал фасад и парадную залу иллюминацией и устраивал весёлый детский праздник с угощением и фейерверком. На дьяковскую ёлку собирались дети его рабочих, малыши из бедных городских семейств, воспитанники сиротских домов призрения. Для всей этой детворы Рождественская ёлка у Ивана Алексеевича была главным событием года, которого они начинали ждать чуть ли не с лета.
Купец умел договоритья с заезжими знаменитостями, и большинство из них, выступив в городском театре, не отказывали Ивану Алексеевчу в благотворительном или бесплатном концерте для бедных жителей города у него дома. А однажды дом Дьякова буквально брали штурмом — купец привёз синематограф!
Впрочем, Иван Дьяков народ не только развлекал, но и образовывал. Самым способным гимназистам из бедных семейств выделял содержание и оплачивал дальнейшую учёбу в университете; финансировал городские школы и училища.
Огромное значение глубоко верующий купец придавал поддержке храмов. На его лесопильном предприятии изготавливали резной иконостас для Троицкой церкви — разумеется, за счёт Ивана Алексеевича. Участвовал Дьяков и в строительство Благовещенско-Михайловской церкви, закупал для неё иконы и утварь. Крупные суммы жертвовал храмам на раздачу бедным. Да и сам, щедро делясь с ближними, не любил показывать своего достатка — экипажу предпочитал велосипед и часто повторял: «Мне для жизни много не надо — пару костюмов да башмаки по погоде».
Все выпуски программы Имена милосердия
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема