Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Предлагает ли христианство какой-либо рецепт успешной общественной жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к предстоятелю Церкви острова Крит апостолу Титу. Павел даёт ему ряд рекомендаций практического характера, связанных с управлением его епархией. И особое внимание он уделяет выбору людей, которые будут стоять во главе церковных общин. Павел называет их пресвитерами, а также епископами. В современной действительности это два разных вида служения. Епископ — это глава епархии, а пресвитер — его подчинённый, священник, батюшка, служитель одного из храмов епархии. В прозвучавшем отрывке эти термины используются как синонимы. Пресвитер — в переводе с греческого означает старейшина, епископ — надзиратель, блюститель порядка. Одним словом, епископ и пресвитер — это две функции главы отдельной церковной общины. Как мы сейчас говорим, функции настоятеля прихода.
Апостол Павел указывает на то, какими качествами должен был обладать такой человек. Он должен быть для верующих любящим отцом, мудрым пастырем, но вместе с тем строгим хранителем традиции веры и нравственности. Если обобщить, то его отличительной чертой является здравомыслие, позволяющее ему во всех своих мыслях, чувствах, словах и поступках сохранять умеренность и рассудительность. И это не случайно. Ведь в его руках будут находиться души и судьбы людей. Как же найти подходящую кандидатуру? Апостол Павел даёт Титу подсказку — обращай внимание на семью этого человека. Тот, кто смог устроить собственный домашний быт, сможет руководить и общиной. И речь не только о внешнем благоустройстве. Если у человека мир в собственной душе и собственном доме, соответствующая атмосфера будет и на приходе. Одним словом, «каков поп, таков и приход».
Сказанное Павлом, касается не только вопросов управления Церковью. Озвученный им принцип может стать важным руководством и для каждого из нас. Самым ярким мАркером моей духовной жизни являются мои взаимоотношения с близкими людьми. А ближе домашних у меня никого нет. И зачастую именно эта область для меня самая проблемная. На людях, в обществе, в том числе и в церковном, я могу быть лапочкой и всеобщим любимцем. Навык можно наработать. Зато дома я тиран, скандалист и самовлюблённый нарцисс. Самое печальное, что зачастую я даже не отслеживаю это своё двуличие. Привычка — вторая натура. А если мне кто-то замечает это, у меня всегда один ответ: так в нашей семье повелось, меня окружают люди, с которыми я даже не знаю, как вести себя иначе. А потому и христианство наше зачастую безрадостное. Какая радость может быть у зацикленного на себя эгоиста. Задумаемся над этим и постараемся все силы своей души сосредоточить на исполнении Евангелия там, где нам больше всего не хочется его исполнять, — в своем собственном доме, со своими супругами, детьми, родителями, братьями и сестрами. Лишь в этом случае и наша общественная жизнь будет иметь по-настоящему прочный и твёрдый фундамент.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема