
«Mаdame Оловянишникова, сдержанная, полная чувства собственного достоинства, набожная дама, хоть и седая, но бодрая», — писал в начале 20-ого века Борис Пастернак о женщине, в доме которой был частым гостем. Евпраксия Оловянишникова покорила не только будущего знаменитого писателя. Не было в Ярославле человека, который не знал о добрых делах этой женщины. Как не было тогда и человека, не слышавшего звона колоколов завода Оловянишниковых.
С середины 19-ого столетия купцы Оловянишниковы поставляли свою продукцию во все без исключения губернии Российской империи. Семья владела так же свинцовобелильным заводом и фабрикой церковной утвари. Хозяин всего этого богатства — молодой Иван Оловянишников отлил для церкви святого Власия самый большой в Ярославле колокол и под его звон обвенчался с красивой и богатой девушкой — Евпраксией Горошковой.
Она считала, что главное дело женщины — рождение и воспитание детей. Мужу Евпраксия подарила десятерых наследников, растила их и вела хозяйство. Овдовев на тридцатом году брака, 47-летняя Евпраксия Георгиевна неожиданно для всех взяла в свои руки управление фабриками мужа. И справилась с новой ролью великолепно. Оловянишникова увеличила производство и добилась того, что заказы на колокола стали поступать на завод даже из-за границы. А на фабрику по изготовлению церковной утвари Евпраксия Георгиевна, тонко чувствующая веяния времени, пригласила художника Сергея Вашкова. По его эскизам стали выпускать церковные принадлежности в стиле «модерн», который был тогда популярен. Иначе как шедеврами их не назвали. Подсвечники, лампады и иконы Оловянишниковой приобретала даже императорская семья.
Львиную долю прибыли Евпраксия Георгиевна жертвовала на благотворительность. В 1906 году подарила городу каменный дом и открыла в нём первую в Ярославле детскую больницу. Одна из коек носила имя благотворительницы. Евпраксия Георгиевна следила за тем, чтобы на неё попадали дети бедняков, и лечила их за свой счёт. Больница оказалась таким необходимым в городе учреждением, что Оловянишниковой уже через год присвоили звание «Почётный гражданин Ярославля». Редчайшее для женщин того времени событие!
Евпраксия Георгиевна славилась своим добрым отношением к подчинённым, и честный труд всегда щедро оплачивала. Во всём Ярославле не было зарплат выше, чем на предприятиях Оловянишниковой. Показательный факт: один из мастеров колокололитейного цеха за несколько лет службы сумел скопить изрядную сумму, на которую построил сельский храм, что было особенно приятно Оловянишниковой, которая сама с радостью поддерживала многие храмы и монастыри. Евпраксия Георгиевна много жертвовала ярославскому храму Живоначальной Троицы. И постоянно делала вклады в Серафимо-Понетаевский женский монастырь.
До 1917-ого года благотворительница успела сделать ещё много добрых дел. Профинансировала строительство моста через реку Которосль и здание архива. При церкви, в которой венчалась, открыла богадельню: в ней нашли приют сорок беспомощных стариков. Для учениц женской гимназии из бедных семей учредила стипендию. Материально поддерживала начинающих художников и студентов, а в годы Первой мировой войны помогала раненым солдатам. И никогда не афишировала свою благотворительную деятельность.
Революция лишила Евпраксию Георгиевну всего. Предприятия национализировала, колокольный завод разрушила, а саму Оловянишникову выселила из дома в сырой подвал. Но она, по-прежнему энергичная, деятельная, не опустила руки. Сумела сохранить семью, не дала ей умереть от голода, не позволяла родным впасть в уныние и унижаться перед новой властью. Словом, была добрым гением Оловянишниковых, бережно хранившим доброе имя, честь и достоинство своей знаменитой фамилии.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема