Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Людям, которые смотрят на христианство со стороны, иногда кажется, что Господь призывает стремиться к небесному и пренебрегать земным, но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 113-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 113.
[Аллилуия.]
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
Помню, как однажды, много лет назад, у храма я встретил молодого человека, который выглядел сосредоточенным, внимательным и даже несколько испуганным. Мы разговорились, и я понял, что передо мной неофит, который пока ещё ни в чём не разобравшись, был в большой опасности. Дело было в том, что, узнав о существовании в христианстве такого понятия, как грех, он оказался совершенно нравственно дезориентирован. Восприняв учение о грехе со всей радикальностью неофитства, он решил, что в той или иной степени греховно всё, что относится к простой человеческой жизни, из-за чего перестал понимать, как ему жить дальше.
Псалом 113-й, который мы сейчас услышали, начинается с воспоминания исхода евреев из Египта. В очень красивой поэтической форме псалмопевец говорит о том, как потомки Иакова шли по пустыне и как природа ликовала и трепетала от того, что Сам Творец шёл вместе с ними. Горы и холмы прыгали, словно ягнята, море, обычно неподвластное человеку, побежало от лица Божия и под конец Иордан обратился вспять. Материя послушна Господу, Который может посреди пустыни открыть в скале источник воды, чтобы сохранить жизнь своему народу. Впрочем, в отличие от остального материального мира, человек может относиться к Богу по-разному. Так, члены народа Божьего не стремятся к своей славе, но говорят о славе Господа и понимают, что коль скоро Он славен, славно и Его творение и из творения в первую очередь человек. Вместе с тем соседями иудейского народа оказываются язычники, создающие из материи истуканов, мёртвых идолов, которым они поклоняются как богам. Люди могут вести себя по-разному, но это не делает материю плохой. Неслучайно псалмопевец говорит, что Небо — Господне, а землю Он отдал сынам человеческим. Отдал не для того, чтобы мы отвергали её во имя Неба, но для того, чтобы во Христе мы сумели соединить земное и небесное.
Псалом 113. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 113. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











