1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём цель церковной проповеди? Верующие скажут — в спасении слушающих, неверующие решат, что она в одурманивании людей и манипуляции ими... Но что по этому поводу думал апостол Павел? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из первой главы его первого послания к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Для апостола Павла вопрос о цели проповеди был совсем не праздным. Совершая первое миссионерское путешествие, он основал множество христианских общин. И как любого искреннего проповедника, его беспокоило духовное состояние людей, которые ему поверили. Причины для беспокойства были вполне серьёзными, ведь между учениками апостола были как бывшие иудеи, так и бывшие язычники. Первые, хоть и поверили, что Иисус, есть обещанный народу Мессия, имели свои собственные представления о законе. В свою очередь вторые наряду с принятием Христа могли сохранять остатки прежних представлений о богах, о мире и нравственном законе. И, конечно, совершенно не случайно, апостол упоминает некие басни, в которых можно видеть языческие истории о богах, а также говорит о бесконечных родословиях, что явно указывает на иудействующих.
Чтобы Ефесяни остались верны его преданию, Павел посылает к ним своего ученика Тимофея. Хотя сегодня может показаться, что христианство — это религия, которая строится на Писании, на самом деле важнейшую роль в нём играет живая преемственность свидетелей, которая восходит к самим апостолам. Впрочем, чтобы поддержать ученика своим личным авторитетом, Павел пишет ему письмо, в котором подчеркивает, что цель увещевания, с которым Тимофей будет обращаться к Ефесянам, это любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры.
Как мы можем услышать, начинает апостол с самого главного — с любви. Цель всей пастырской заботы Тимофея, весь смысл окормления общины заключается для него в том, чтобы христиане любили друг друга. Собственно, это вполне соотносится со словами Спасителя о том, что главным признаком его учеников будет их любовь друг к другу. В то же время и для апостола, и для нас сегодня очевидно, что люди могут обозначать словом «любовь» самые разные явления. Например, некоторые этим словом называют чувство влюблённости, из-за которого уходят из семьи. Человек говорит: я полюбил другую и ничего не могу с собой поделать, и ему невдомёк, что это чувство имеет биологическую природу и довольно быстро проходит. Понимая опасность такого подхода, апостол Павел говорит, что любовь должна быть не только от чистого сердца, но также и от чистой совести. Она не должна приводить к разладу, к несчастью, не должна быть жестокой, потребительской. Христианская любовь не может противоречить заповедям и ведёт к миру между людьми, к ощущению благодатного успокоения совести. Но от чего зависит само свидетельство совести и какие заповеди выбрать? Ведь их достаточно много было и у язычников: у римлян, греков... И что посчитать за точку отсчёта? Какой источник, какое содержание положить в основу совестного свидетельства? Для апостола очевидно, что речь идёт о глубоких, серьёзных, вдумчивых и личных отношениях с Богом Библии, на основе которых можно жить нравственной жизнью и стремиться к подлинной любви. Обратившись к сегодняшнему чтению, мы видим иерархию, которую выстраивает апостол, и понимаем, что именно по ней нам стоит выстраивать и свою собственную жизнь: стремиться к чистосердечной любви, которая невозможна без чистой совести и искренней веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час