Фридрих Артурович Цандер — автор проекта полномасштабного ракетного двигателя «ОР-1», впервые поднявшего в воздух ракету в 1933 году. В 1926 году Фридрих Артурович стал сотрудником центрального конструкторского бюро Авиационного треста, где вместе со своим коллегой, Сергеем Королевым, начал вести работу над первым советским ракетным двигателем.
С детства зачитываясь приключенческими историями, он представлял себя в космическом пространстве, а в 1889 году поступил в техническое училище, где его уверенность в возможность покорения человеком космоса только укрепилась. Когда в Польше открылось Общество воздухоплавания, Фридрих Артурович стал его самым активным участником. Именно тогда он завел свою знаменитую тетрадь «Космические корабли», которую до сих пор не могут расшифровать до конца.
Фридрих Артурович был невероятно трудолюбивым человеком и посвятил свою жизнь служению науке. Как о нем вспоминал конструктор Виктор Андреев и труды каких известных людей вдохновляли Фридриха Артуровича?

Мальчик стоял у окна и смотрел в тёмное вечернее небо. Там, высоко, мерцали звёзды. Папа рассказывал ему, что на самом деле они огромные — как Солнце. Просто находятся очень-очень далёко. Человеку никогда не преодолеть такого расстояния. Даже до ближайшего к Земле небесного тела — Луны — никак не добраться... «Я был так огорчён, когда в детстве мне сказали, что до звёзд и Луны невозможно долететь, что даже заплакал», — вспоминал Фридрих Артурович Цандер, учёный, изобретатель, пионер исследования космоса и ракетной техники.
Мальчишкой он до дыр зачитывал роман Жюля Верна с длинным и захватывающим названием «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов и 20 минут». И представлял себя летящим среди звёзд в космическом корабле. Тогда, в конце 19 века, и аэропланы-то были в диковинку. А Фридрих донимал родных и друзей рассказами о том, что скоро люди полетят на Луну. И рисовал похожие на длинные свечи крылатые летательные аппараты. Отец рассудил: парню самое место в техническом училище. Туда и поступил Цандер в 1889 году. Семья тогда жила в Риге. Фридрих Артурович рассказывал, что там впервые познакомился с работами Константина Циолковского. Они ещё больше вселили в него уверенность, что покорение космоса — не сказка, а реальность не такого уж далёкого будущего. Приблизить его было заветной мечтой Цандера.
Высшее образование он получил в Польше, на машиностроительном факультете Высшего технического училища города Гданьска. Когда там открылось Общество воздухоплавания, Цандер стал самым активным его участником. Пока все остальные с восторгом обсуждали дирижабли, Фридрих на полном серьёзе утверждал: в небо способны подняться аппараты тяжелее воздуха. Да что там в небо — в космическое пространство! Именно тогда Цандер завёл тетрадь, которую озаглавил «Космические корабли». Он записывал свои идеи, делал математические расчёты. Даже рассчитал траекторию полёта межпланетного корабля с Земли на Марс! Однако из осторожности Фридрих зашифровывал свои записи. Да так тщательно, что информацию из этой уникальной тетради до сих пор не могут полностью расшифровать.
В 1915 году Цандер переехал в Москву. Там и встретил Октябрьскую революцию. Пока другие ходили по улицам с красными флагами, Фридрих Артурович разрабатывал идею ракетного двигателя на жидком кислороде. Она легла в основу проекта космоплана, который Фридрих Артурович представил на авиационной выставке в 1920 году. Конечно, это был всего лишь макет. Однако впечатление он производил сильное и получил немало положительных отзывов. Воодушевлённый инженер подал в Комитет по изобретениям авторскую заявку на строительство межпланетного корабля. Однако комиссия сочла проект невыполнимым, и Цандеру отказала. Безусловно, своей гениальной научной мыслью он намного опережал время.
В 1926 году Фридрих Артурович устроился на работу в Центральное конструкторское бюро Авиационного треста. Там он познакомился с Сергеем Королёвым. Вместе учёные начали работу над первым советским ракетным двигателем. Здесь и пригодились прежние разработки Цандера. Полистав свою зашифрованную тетрадь, на основе обычного паяльника он собрал миниатюрную работающую модель ракетного двигателя, способную поднять груз весом до 5 килограммов.
Коллеги Цандера вспоминали, что он трудился без преувеличения круглыми сутками и часто попросту терял счёт времени. Конструктор Виктор Андреев рассказывал, как однажды утром пришёл в лабораторию пораньше. Цандер сидел за своим столом и что-то писал. Услышав шаги, поднял голову, оглядел пустой кабинет и удивлённо спросил: «А что, рабочий день разве уже закончился?».
Полномасштабный ракетный двигатель «ОР-1», собранный по проекту Фридриха Цандера, впервые поднял в воздух ракету в 1933 году. Самого изобретателя к тому моменту, увы, уже не было в живых. Цандер заразился тифом. На фоне общего переутомления от работы учёный не смог побороть болезнь. Всю свою жизнь он отдал служению науке и Отечеству. Имя Фридриха Артуровича Цандера сегодня носит одна из московских улиц неподалёку от Звёздного бульвара.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.