
«Человек-улыбка», студия: Trigger Street Productions, режиссёр: Антон Ланшаков
— А кем вы работаете?
— Помощник директора похоронного бюро.
— А что вы должны делать?
— Утешать близких покойника.
— Вот это да! Ирония судьбы.
— Да... Это точно!
Действительно, ирония судьбы... Главный герой фильма «Человек-улыбка» попал в автомобильную аварию, и у него произошёл паралич лицевых нервов. Теперь всю жизнь ему придётся ходить с широкой, сияющей улыбкой. Для него, работника похоронного бюро, — не самый подходящий образ. Да и в повседневной жизни, общаясь с людьми, которые не в курсе обстоятельств, всегда есть риск оказаться в сложном положении. Ленту с таким необычным сюжетом снял российский режиссёр Антон Ланшаков. Правда, сам фильм — американский, и вот почему. В 2013 году Антон принял участие в международном конкурсе молодых кинематографистов, главной наградой которого стала возможность снять фильм по собственному сценарию с участием голливудских звёзд первой величины. Ланшаков выиграл конкурс — так на свет появилась короткометражка «Человек-улыбка» с Уиллемом Дефо в главной роли.
Режиссёр называет свой фильм комедией с драматическим подтекстом. По словам организатора конкурса, знаменитого американского актёра Кевина Спейси, Антон Ланшаков проявил большую смелость и настоящее мастерство, уместив в неполные 10 минут историю, в которой так много смыслов. Сначала — просто смешно, как в каких-нибудь немудрёных юмористических телешоу. Но с каждой минутой ситуация поворачивается к зрителю новой гранью. Невольно начинаешь задумываться: каково это — улыбаться, когда тебе больно, грустно, тяжело? А может быть, в этом заключается особая мудрость жизни?
Наверное, не случайно слоган картины звучит так: «Если жизнь сбивает тебя с ног, терпи невзгоды с улыбкой». Мы ничего не знаем о прошлом героя — в фильме мы встречаемся с ним его сразу же после выписки из клиники с «вечной» улыбкой на лице. Но почему-то кажется — это словно читается между строк — что случившееся изменило не только его внешность, но и внутренний мир. Ведь теперь Человеку-улыбке ежедневно приходится смиряться и терпеть насмешки, а порой и с агрессию. Как, например, в эпизоде, который происходит на безлюдной автобусной остановке, когда к герою привязывается хулиган.
— Эй, тебе чего, так смешно, да?
— Только не это...
— Ты чего, надо мной ржёшь? Я спрашиваю, ты надо мной смеёшься?
— Нет. Я не смеюсь.
— А чего тебе тогда так весело?
Можно ли при такой жизни не озлобиться, не впасть в отчаяние или уныние, и за вынужденной улыбкой не спрятать гримасу злобы? На этот вопрос даёт ответ актёр Уиллем Дефо своей блестящей, яркой игрой. Режиссёр Антон Ланшаков, делясь впечатлениями от съёмок фильма, говорил, что Дефо буквально вжился в роль, пропустил всю боль и драму главного героя через себя. По сути, от актёра требовалось одно — всё время одинаково улыбаться. Но Уиллем играет глазами, и самые тонкие чувства персонажа считываются мгновенно, несмотря на то, что выражение его лица на протяжении всего фильма не меняется.
Можно долго рассуждать, о том, как режиссёру и актёрам удалось сделать десятиминутный фильм таким насыщенным, увлекательным, глубоким и динамичным. Но лучше просто внимательно и вдумчиво посмотреть очень короткую ленту Антона Ланшакова «Человек-улыбка». А потом — так же внимательно взглянуть на людей вокруг. Быть может, кто-то из них скрывает боль и трудности за улыбкой. И нуждается в нашей поддержке.
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Современные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о том, как строятся православные храмы сегодня, как развивается храмовая архитектура и как, сохраняя традиции, создавать современные церковные пространства.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Иеромонах Ириней (Пиковский)
У нас в гостях был насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский).
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о выборе монашества и священнического служения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







