
«Нежный возраст». Россия, режиссёр Валерий Исаков
— Кир, скажи мне откровенно, как матери. Нельзя ли сделать так, чтоб ты ещё поучился?
— Нельзя, мам. Я теперь выучился всему, что надо.
— Ну хотя бы месяца три. Может быть, за это время война и...
— Нельзя. Теперь мой черёд.
Конец декабря 1944-го года. Красная армия вытеснила врага за пределы нашей Родины и освобождает Европу — Болгарию, Румынию, Польшу. В это время выпускники Томского артиллерийского училища, бывшие одноклассники, а теперь — младшие лейтенанты, Кир Лопухов и его товарищ Алёша Мамыкин возвращаются в родную Москву. В ближайшие дни им предстоит получить распределение. Парни уверены, что их направят в действующую армию, на фронт. Ведь они — военные. И должны защищать Отечество, пусть даже теперь, когда понятно, что до полной победы над врагом осталось совсем недолго. Они хотят успеть внести свой вклад в эту Победу. А родные, конечно, хотят, чтобы молодые люди остались дома. Чтобы им не довелось столкнуться с войной в столь нежном возрасте...
«Нежный возраст» — именно так называется лента, фрагмент из которой мы услышали в начале нашей программы. Фильм снял режиссёр Валерий Исаков в 1983 году по одноимённому автобиографическому роману писателя Александра Рекемчука. Журнал «Спутник кинозрителя» так писал о картине в год её выхода на экраны: «В своём камерном, казалось бы, локальном фильме авторам удалось представить портрет целого поколения». Но ведь так оно и есть. Герои фильма — дети войны, юноши, которым в одночасье пришлось повзрослеть.
Мы как следует знакомимся с Киром и Алёшей, когда они учатся в школе, сидят за одной партой. На дворе 1941 год. Пока ещё его довоенные дни. Парни живут обычной мирной жизнью. Заканчивают 8-й класс и поступают в артиллерийскую школу. А потом начинается война.... Повествование в фильме нелинейное, оно то возвращает нас на несколько лет назад, когда герои, уже после артиллерийской школы, учатся в Томском военном училище. То снова, забегает вперёд, в конец 1944-го, когда младшие лейтенанты Лопухов и Мамыкин являются к командованию за должностным назначением. Оно становится для юношей большой неожиданностью и даже разочарованием...
— Где учились?
— Томское артиллерийское. До этого 4-я московская артспецшкола.
— Спецшкола? Вот вас-то мне и надо.
— Вы направляетесь в распоряжение начальника 4-й спецартшколы майора Зотова. Должностное назначение по прибытию на место. Ясно? Я спрашиваю, ясно?
— Так точно... Товарищ полковник! Разве мы для этого столько лет учились?
— Приказы не обсуждаются, их выполняют.
— Товарищ полковник, разрешите...
— Обращайтесь.
— Мы можем подать рапорт о назначении нас на фронт?
— Можете, можете! Согласно уставу, по команде. Устав изучали?
— Так точно.
— А теперь следуйте к месту назначения. Выполняйте.
Кир и Алёша были уверены, что отправятся на фронт. Но вот они снова в родной артиллерийской школе... Правда, теперь уже не учащиеся, а преподаватели. Рядом с близкими, в безопасности. Но каково при этом самим парням... Не понюхав пороху, они учат военной премудрости ребят, многие из которых уже воевали, и теперь сидят за партами с боевыми наградами на груди. Кир и Алёша, конечно, подали рапорты об отправке на фронт. Но успеют ли они повоевать за Родину? Не жалко ли им будет оставлять уже почти мирную жизнь, на которую у обоих наметились серьёзные планы? Об этом мы узнаем, посмотрев фильм Валерия Исакова «Нежный возраст».
В нём нет назидательных размышлений о долге и призвании. Есть просто юноши, «нежному возрасту» которых в силу обстоятельств, суждено продлиться считанные дни. Юноши, которые за эти считанные дни взрослеют, мужают и многое осознают. А вместе с ними — и мы.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







