Павел Никанорович Дербенёв — фабрикант и меценат, глава города Иваново-Вознесенск — активно занимался благотворительностью в интересах населения и рабочих.
В Иваново-Вознесенск Павел Никанорович приехал из Германии, где несколько лет жил и учился в Хемницком техническом университете. Почти сразу он вступил в управление наследством — ткацким производством в селе Камешково. При этом, видя, насколько печальны условия жизни рабочих, построил для них целый поселок, который впоследствии перерос в полноценный город.
В 1882 году он стал гласным — то есть депутатом городской Думы. А спустя два года был избран на пост городского головы. На личные средства городского головы проложили мост через реку Уводь, построили пожарное депо и реальное училище. И это лишь малая часть его благих дел! В 1917 году к власти пришли большевики. Дербенёв лишился своих фабрик и едва не лишился жизни, но остался в стране.
Что писали Павлу Никаноровичу благодарные прихожане храмов, которые он возводил?

В конце 19-го столетия на берегах реки Уводь появился новый город — Иваново-Вознесенск. Проживали там рабочие многочисленных ткацких фабрик и мануфактур. Причём, в условиях, весьма далёких от комфорта. Жили в общих бараках. На производстве им приходилось дышать ядовитыми веществами. В те годы об экологичности производства мало кто задумывался — на текстильных фабриках широко использовались вредные химикаты. Неудивительно, что рабочие часто болели. А с медициной в Иваново-Вознесенске были серьёзные проблемы. Да и покупку лекарств из-за более, чем скромного жалованья работники не могли себе позволить. Так было, пока в городе не появился Павел Никанорович Дербенёв.
В Иваново-Вознесенск он приехал из Германии, где несколько лет жил и учился в Хемницком техническом университете. И сразу же вступил в управление наследством — ткацким производством в селе Камешково. Павла Никаноровича опечалила ситуация на фабриках. И он решил всё изменить. Для своих работников Дербенёв и его братья — они же партнёры по бизнесу — построили целый посёлок. Не из бараков, а из уютных и комфортных домиков. В посёлке была школа для детей рабочих, больница и церковь — пятиглавый каменный Свято-Вознесенский храм. Со временем стараниями Дербенёвых посёлок перерос в полноценный город. На фабриках Товарищества мануфактур Дербенёвых подход к производству тоже отличался от остальных. Павел Никанорович закупал более дорогие, но зато менее токсичные химикаты для окраски тканей. Зарплата у его работников была достойной, рабочий день — нормированным. Однако другие фабриканты, увы, не спешили следовать примеру Дербенёва. С этим надо было что-то делать.
И Павел Никанорович активно включился в общественную жизнь Иваново-Вознесенска. В 1882-м он стал гласным — то есть депутатом, городской Думы. А спустя два года был избран на пост городского головы. Получив в руки бразды правления городом, Дербенёв начал его преображать. Причём, не за казённый, а за собственный счёт. На личные средства городского головы проложили мост через реку Уводь, построили пожарное депо и реальное училище. Даже керосин для уличных фонарей Дербенёв закупал на деньги из собственного кармана! Теперь по вечерам на улицах Иваново-Вознесенска всегда было светло. Павел Никанорович постоянно встречался с владельцами городских фабрик, убеждал их в необходимости создания достойных условий для рабочих — как на производстве, так и в быту. Многих удавалось убедить, и ситуация постепенно менялась к лучшему. Дербенёв лично вникал во все городские дела. В Государственном архиве Ивановской области сохранилась его обширная деловая переписка. Павел Никанорович интересовался, достаточно ли большое и удобное помещение выделено для почты, хватает ли кирпича для постройки новой церкви.
В конце 1890-х в Иваново-Вознесенске появился туберкулёзный санаторий. Фабричному городу такое медицинское учреждение было жизненно необходимо. Построил санаторий тоже Павел Никанорович Дербенёв. Строил он и храмы. Вместе с братьями полностью профинансировал возведение церкви Владимирской иконы Божьей Матери. Жертвовал на постройку и ремонт церквей в близлежащих деревнях и сёлах. Не раз получил от прихожан благодарственные письма — «первой гильдии купцу Павлу Никаноровичу Дербенёву за его отличное старание о Божьем храме».
В 1917 году к власти пришли большевики. Дербенёв лишился своих фабрик, и едва не лишился жизни — первое время его преследовали, угрожали арестом. Постепенно всё утряслось, и он даже смог устроиться на работу в московский Совет народного хозяйства. Друзья убеждали Дербенёва уехать из советской России. Но он остался. И до конца жизни продолжал служить людям.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера имеет различные степени, и вполне очевидно, что есть те, чья вера сильна и действенна, а есть и другие люди — их вера находится на этапе становления. У апостола Павла есть очень интересные мысли о том, как должна себя проявлять сильная вера, и об этом апостол рассказал в 15-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Первая строка только что прозвучавшего отрывка апостольского послания отсылает нас к предшествующим размышлениям апостола Павла, в частности, к 14-й главе его Послания к Римлянам. В ней есть такие слова: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Павел был уверен, что в Церкви у каждого человека свой путь, и чья-то вера колеблется, а потому такой человек очень внимателен к пищевым ограничениям; он боится себя чем-либо осквернить, полагая, что идоложертвенная пища что-то значит, как что-то значат и сами идолы. Обращаясь к римским христианам из числа евреев, апостол Павел подразумевал и тех из них, кто продолжал быть под игом закона Моисея, не имея веры для освобождения от него. Таких людей апостол называл «немощными в вере» (Рим. 14:1).
Почему же люди, столь внимательные к пищевым ограничениям и боящиеся осквернения, а также соблюдающие закон Моисея, немощны в вере? Мы привыкли, что слабость веры проявляется иначе — как пренебрежение какими-либо ограничениями. Дело здесь в том, что Павел не верил в идолов, как не верил в действенность отжившего своё закона. Павел вообще ни во что не верил, кроме Христа. Сам он свою убеждённость выразил так: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). А если это так, то осквернить человека может лишь то, что его отделяет от Бога; отделяет же от Бога грех, но никак не идоложертвенная пища или же несоблюдение, скажем, ритуальных постановлений книги Левит.
Но как быть с теми, кто ещё не взошёл на должную высоту веры?
Прозвучавший сегодня отрывок даёт нам исчерпывающий ответ: если вера человека сильна, то он должен «сносить немощи бессильных и не себе угождать». Иными словами, ему не стоит надмеваться собственной верой, не стоит гордиться, но подобает помогать тем, кто ещё слаб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идёт о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям».
Увы, но зачастую получается нечто иное: мы, если ощущаем себя сильными в вере, свою силу пытаемся выставить на показ; мы редко обладаем той деликатностью, которая позволяет никого не уязвить. Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься об этом. Ну а тех, кто ещё слаб, апостол призывает не переживать из-за этого, а с верой и надеждой на Христа идти своим путём ко спасению, памятуя, что силу веры подаёт просящим Воскресший из мёртвых Спаситель мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия родины и веры»

Гость программы — Николай Кавкин, философ, студент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, помощник депутата Государственной думы Российской Федерации.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем большой семье обрести дом

Николай — многодетный папа и очень трудолюбивый человек. Вместе со своей большой семьёй — супругой и пятерыми ребятишками — он много лет жил в сельской местности и работал на собственной ферме, которую построил вдвоём с отцом. От него Николай перенял любовь к труду, бережное отношение к земле и всему живому. Но сейчас от той прежней жизни осталась только привычка рано вставать. Любимой фермы и родного дома больше нет.
Однажды их село в Луганской области начали бомбить. Николаю с семьёй пришлось без раздумий оставить всё и уехать. В надежде найти жильё и работу они сменили несколько городов. И недавно вернулись в Луганскую область. От родного села почти ничего не осталось, поэтому семья обосновалась в другом. Здесь они обрели временный дом. Глава семьи устроился трактористом на ферму, а его супруга уборщицей. Детей пристроили в местную школу. Понемногу жизнь семьи стала налаживаться. Но сейчас возникла новая проблема. Необходимо найти другое жильё. Ведь очень скоро Николаю с супругой и детьми придётся покинуть временный приют.
Неподалёку, в том же селе, где они находятся сейчас, есть небольшой старый дом. Если его отремонтировать, в нём можно будет жить. А рядом с домом есть участок земли, на котором возможно создать своё хозяйство, что стало бы большим подспорьем для многодетной семьи. Покрыть часть затрат на новое жильё мог бы материнский капитал. Однако оформить его самостоятельно супругам не удалось.
Разобраться с документами, приобрести участок земли и отремонтировать дом им поможет Благотворительный фонд «Ясное дело». Сейчас на сайте фонда открыт сбор для многодетной семьи Николая, и вы можете его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов