2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известны слова Христа о том, что необходимо подавать милостыню: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). На первый взгляд кажется, что в этих словах нет ничего сложного и неоднозначного: видишь нуждающегося — помоги ему, ну а если кто-то просит у тебя в долг, то не размышляй о возврате долга, а просто дай требуемое. Но такая простота обманчива, и свидетельство тому — первое поколение христиан, эти люди лучше нашего понимали контекст Христовых слов, а потому и лучше понимали сами слова Спасителя. Примером раннехристианского толкования призыва Христа к подаянию милостыни может служить отрывок из 9-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам, который сегодня звучит за литургией в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
В евангельских словах Христа о милостыни ничего не сказано о внутреннем расположении того человека, который проявляет свою щедрость и благочестие, а потому при чтении Евангелия может возникнуть впечатление, что внутреннее состояние не имеет никакого значения, следовательно, надо давать просящим вне зависимости от желания. Просто надо это делать на том основании, что так сказал Христос.
Но у апостола Павла мы видим осмысление слов Христа, из этого осмысления вытекает, что милостыня должна быть, во-первых, добровольной, а во-вторых, она должна быть вызвана нелицемерным желанием помочь нуждающемуся: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). Получается, что, с одной стороны, у нас есть ясное и недвусмысленное повеление Христа подавать милостыню нуждающимся, с другой же стороны у нас есть слова апостола Павла, который написал, что милостыня должна быть радостной и добровольной, из чего возникает вполне закономерный вопрос: а как же можно исполнить евангельскую заповедь, если её не хочется исполнять, если нет ни малейшего внутреннего расположения кому бы то ни было помогать, тем более, что нуждающиеся в помощи часто оказываются забывчивыми, грубыми и неблагодарными, а иной раз они и вовсе бывают крайне неприятными людьми?
Для ответа на этот вопрос нам стоит снова обратиться к апостолу Павлу, который неоднократно сравнивал всех верующих во Христа с единым телом. В Первом послании к Коринфянам эта апостольская мысль выражена такими словами: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор. 12:27), ну а в Послании к Римлянам она звучит так: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Своё нравственное богословие апостол Павел строил на этом постулате: мы все составляем единое Тело Христово. Соответственно, и относиться друг другу должно так же, как мы относимся к частям собственного тела: мы о них заботимся, реагируем на их боль, и при этом не обращаем никакого внимания на то, насколько «почётна», «чиста» и «благодарна» страдающая часть тела. Забота о себе — это нормально и естественно. Апостол Павел хотел донести до своих адресатов, что и забота христиан друг о друге — не менее нормально и естественно, тогда как противоположное состояние как раз нельзя назвать нормальным, таковым оно может считаться только во в нехристианском обществе, для христиан же нечувствительность к беде другого — своего рода тяжёлая болезнь, с которой необходимо всеми силами бороться.
Для того, чтобы такая борьба была успешной, нам надо почаще размышлять над словами апостола о сущностном единстве всех верующих во Христа, старательно подмечать проявления такого единства, и понимать, что до той поры, пока мы не ощутим себя единым Христовым Телом, мы не сможем начать свой путь ко Христу, а потому необходимо молиться о скорейшем наступлении этого вожделенного состояния.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема