
Фото: Sergio Graf/Unsplash
Исландия — страна уникальная. Во-первых, она, хотя и часть Европы, но настолько самобытная, что во многом на классическую Европу не похожа. Во-вторых, Исландия настолько удалена от европейского континента, что как территория была заселена только в восьмом веке. Причем, первыми жителями этого острова стали... православные монахи.
Да-да. Не удивляйтесь — первыми жителями Исландии были православные монахи, прибывшие сюда из Ирландии. Особенностью древних ирландских монахов было то, что они не только удалялись от мира, но также обрекали себя на постоянное покаянное скитание. Таким образом, ирландские монахи путешествовали по всем известным и неизвестным уголкам мира. Они совершали длительные морские путешествия к далеким островам Северной Атлантики. Так они и оказались в восьмом веке в нынешней Исландии.
В 11 веке западная церковь разорвала общение с Православием. Исландия, находясь в подчинении Рима, также оказалась вне православной традиции. Повторное возвращение Православия в Исландию состоялось только в 20 веке.
В 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) совершил в Рейкьявике, столице Исландии, первое богослужение. А в 2001 году там же, в Рейкьявике, был открыт патриарший приход в честь святителя Николая Чудотворца. Он разместился во временном молельном доме. С 2005 года там совершаются регулярные богослужения. В настоящее время численность православных в Исландии составляет 900 человек, преимущественно русских. При их участии готовится постройка постоянного храма.
Несмотря на то, что присутствие Православия в Исландии сегодня является довольно скромным, русский православный приход уже живет собственной самобытной жизнью. Например, уже несколько лет подряд в Исландии совершается чин великого освящения воды во время праздника Крещения Господня.
Перед самым первым освящением воды у местных православных возник вопрос — а где лучше всего освящать воду на Крещение? Безусловно, ее можно освятить в специальном резервуаре в храме. Но в Православии принято также на Крещение освящать различные водоемы. В Исландии для освящения был выбран... Атлантический океан. Да-да — именно Атлантический океан. А почему бы и нет? Зимой он не замерзает, и подойти к нему удобно. Освящение атлантических вод происходит в Исландии прямо на единственном городском пляже Рейкьявика, самого северного пляжа в мире.
Надо сказать, что церемония освящения вызывает неподдельный интерес у коренных исландцев, которые в большинстве своем являются лютеранами. Каждый год 19 января они приходят на пляж, чтобы посмотреть на удивительную вещь — православный священник, войдя в воду по колено, трижды окунает в нее крест. А затем смелые русские православные отправляются в освященной воде купаться. В общем, зрелище одновременно поражающее и вдохновляющее. Вот одна из причин, почему количество православных в Исландии постоянно растет.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема