Протоиерей Матфей Константиновский известен прежде всего тем, что был духовным наставником Гоголя. Священник поддерживал и утешал писателя в его последние годы. Скромный батюшка из Ржева в первой половине XIX века стал духовным отцом не только для великого русского литератора. Но и для множества людей, которым он помогал — проповедью и добрыми делами.
Отец Матфей был родом из Тверской губернии — из села Константиново, по названию которого и получил впоследствии свою фамилию. Он появился на свет в 1791-м году, в семье крестьян. Благочестивые, набожные родители с детства привили Матфею любовь к Богу и Церкви. А ещё мальчик с ранних лет тянулся к учёбе. К семи годам он владел грамотой, читал Евангелие и жития святых. А в 8 лет поступил в Новото́ржское духовное училище. На время учёбы родители снимали Матфею комнату в гостинице. И мальчик придумал читать постояльцам по вечерам вслух Священное писание и катехизис. На эти чтения всегда собиралось много народа. И дома, на каникулах, Матфей читал односельчанам назидательную духовную литературу. Так с юных лет пробудилось в нём стремление к проповедническому, миссионерскому служению.
Окончив училище, Константиновский поступил в Духовную Семинарию всё в том же городе Торжке. Учился Матфей усердно, отличался скромностью и благочестием. Молодой человек всегда подавал милостыню. Однокурсники удивлялись, говорили ему: «Константиновский, ты что, мы же сами нищенствуем — какой достаток у семинариста?!» Матфей смиренно соглашался. Но украдкой продолжал подавать.
Семинарию Константиновский окончил в 1813-м. Семь лет пробыл в диаконском чине, а в 1820-м был рукоположен в сан священника. Сначала служил на сельских приходах Тверской губернии — в Осечно, Диево, Еськах. Всюду деятельность отца Матфея не ограничивалась стенами храма. Каждое воскресенье после Литургии, отправлялся он с проповедью по окрестным деревням. Святитель Филарет (Дроздов), в то время — архиепископ Тверской и Кашинский, называл батюшку образцом подражания для духовенства. Об отце Матфее писала газета «Русское Слово: «Он ходит, как апостол, по деревням, неустанно, непрерывно проповедует Евангелие». Люди любили отца Матфея за то, что христианским добродетелям он учил не на словах, а собственным примером. Священник помогал людям — мог, к примеру, после проповеди пойти на сенокос вместе с крестьянами. Он организовывал сборы на нужды храмов. А тех, кто из-за бедности не мог ничего пожертвовать, сам поддерживал материально из своего небольшого священнического жалованья.
В 1836 году отца Матфея Константиновского назначили настоятелем Спасо-Преображенского собора города Ржева. Вскоре после этого он был возведён в сан протоиерея. «За непрерывную, ясную и убедительную проповедь слова Божия», — было написано в архиерейском указе. Современники отца Матвея вспоминали, что на его проповеди в храме собирался едва ли не весь город. По воскресеньям и праздничным дням протоиерей Константиновский принимал в своём доме бедняков и нищих. Устраивал для них трапезу и сам прислуживал за столом.
В 1849-м произошла встреча отца Матвея и Николая Гоголя. Знакомство их состоялось двумя годами раньше, заочно. Писатель был наслышан о ржевском батюшке, и отправил ему публикацию своих «Выбранных мест из переписки с друзьями». Отец Матвей ответил, и они стали обмениваться письмами. Наконец, зимой 1849-го, священник приехал в Москву и навестил писателя в доме графа Александра Петровича Толстого, где он тогда проживал. Личное общение с батюшкой произвело на Гоголя глубокое впечатление. Литератор испытывал тогда духовный кризис. Отец Матфей своими наставлениями помог его преодолеть. Священник ещё несколько раз навещал писателя; они вели постоянную переписку. «Христианская ваша ко мне откровенность сроднила нас. Ваши душевные смущения — вместе и мои. И потому прошу вас, не унывайте, не отчаивайтесь, во всём благоду́шествуйте», — писал Гоголю отец Матфей. Николай Васильевич признавался графу Толстому: «Если я спасусь, так это, верно, вследствие его наставлений...» Письма отца Матвея Константиновского автор «Мёртвых душ» постоянно перечитывал.
Отец Матфей пережил своего знаменитого духовного ученика на 5 лет, и отошёл ко Господу в 1857-м. Многие современники оставили о нём письменные воспоминания, в которых священник предстаёт всегда окружённым народом, кротким, жизнерадостным и милосердным.
Все выпуски программы Жизнь как служение
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











