
Фото: Alexei Scutari/Unsplash
В тысяча восемьсот сорок третьем году началась одна из самых масштабных строек середины девятнадцатого века в России — строительство железной дороги Петербург-Москва, продолжавшееся восемь лет. Тысячи крестьян потянулись к обеим столицам — работы по сооружению дороги начались одновременно с двух сторон навстречу друг другу. На строительстве находилось сразу около шестидесяти тысяч человек! И хотя труд был очень тяжёлым, от желающих устроиться на стройку не было отбоя, поскольку за это неплохо платили.
Один из руководителей строительства дороги Петербург-Москва, талантливый инженер и учёный Павел Мельников, внимательно отслеживал условия жизни тех, кто трудился на стройке, решал конфликты рабочих с подрядчиками и властями. Павел Петрович отличался доступностью и благожелательным отношением к рабочим, всегда охотно беседовал с ними и ценил их мнение. Приходилось непросто, ведь многое делалось впервые в области проектирования и строительства: в мировой практике ещё не было опыта ведения работ в таких северных широтах. Но строители с честью выдержали все испытания, и первого ноября тысяча восемьсот пятьдесят первого железная дорога, соединившая две столицы России — новую и старую — была торжественно открыта.
В тысяча восемьсот шестьдесят втором году Мельников стал первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту Павла Петровича сеть железных дорог в России увеличилась на четыре тысячи восемьсот километров. Благодаря напряжённой работе Мельникова сформировалась отечественная школа строительства железных дорог и мостов: даже всю терминологию железнодорожной науки (такие слова, как «стрелка», подъездной путь") придумал и описал в своих трудах Павел Петрович. В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году Павел Петрович учредил первое в России железнодорожное училище в Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов.
Через год Мельников, не желая вступать в конфликт с настроенным против него премьер-министром, подал в отставку и переехал в своё имение в Любани под Петербургом. Здесь Павел Петрович полностью посвятил себя научной и благотворительной деятельности. По инициативе Мельникова возвели храм в память о строителях железной дороги — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Тона. Строительство церкви велось на добровольные пожертвования, и значительную часть средств (около двадцати тысяч рублей) внёс Павел Петрович. Также Мельников учредил на свои средства Петропавловские богоугодные заведения в Любани: начальную школу для детей железнодорожников, приют для сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин. В богадельне жило двенадцать вдов железнодорожных служащих. Женщины полностью обеспечивались за счёт благотворительного заведения, только зелень и овощи они выращивали сами: работали на участке земли при богадельне под руководством опытного садовода.
В детском приюте первоначально жило двенадцать девочек, потом их количество увеличилось до двадцати пяти. Девочки жили в приюте с пяти до семнадцати лет. При уходе они получали летнюю и зимнюю одежду, обувь, постельное бельё и пособие в пятьдесят рублей, которое рекомендовалось истратить на швейную машинку, чтобы у каждой была возможность обеспечить себя собственным трудом.
Всё своё наследство Павел Мельников оставил на благотворительность. В завещании Павел Петрович указал, что доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и тридцати тысяч рублей капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.
В августе две тысячи третьего года в Москве был торжественно открыт памятник Павлу Петровичу Мельникову — меценату, инженеру, одному из создателей русских железных дорог и просто очень доброму и отзывчивому человеку.
Все выпуски программы Имена милосердия
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема