Павел Мельников - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Мельников

* Поделиться

Фото: Alexei Scutari/Unsplash

В тысяча восемьсот сорок третьем году началась одна из самых масштабных строек середины девятнадцатого века в России — строительство железной дороги Петербург-Москва, продолжавшееся восемь лет. Тысячи крестьян потянулись к обеим столицам — работы по сооружению дороги начались одновременно с двух сторон навстречу друг другу. На строительстве находилось сразу около шестидесяти тысяч человек! И хотя труд был очень тяжёлым, от желающих устроиться на стройку не было отбоя, поскольку за это неплохо платили.

Один из руководителей строительства дороги Петербург-Москва, талантливый инженер и учёный Павел Мельников, внимательно отслеживал условия жизни тех, кто трудился на стройке, решал конфликты рабочих с подрядчиками и властями. Павел Петрович отличался доступностью и благожелательным отношением к рабочим, всегда охотно беседовал с ними и ценил их мнение. Приходилось непросто, ведь многое делалось впервые в области проектирования и строительства: в мировой практике ещё не было опыта ведения работ в таких северных широтах. Но строители с честью выдержали все испытания, и первого ноября тысяча восемьсот пятьдесят первого железная дорога, соединившая две столицы России — новую и старую — была торжественно открыта.

В тысяча восемьсот шестьдесят втором году Мельников стал первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту Павла Петровича сеть железных дорог в России увеличилась на четыре тысячи восемьсот километров. Благодаря напряжённой работе Мельникова сформировалась отечественная школа строительства железных дорог и мостов: даже всю терминологию железнодорожной науки (такие слова, как «стрелка», подъездной путь") придумал и описал в своих трудах Павел Петрович. В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году Павел Петрович учредил первое в России железнодорожное училище в Ельце для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов.

Через год Мельников, не желая вступать в конфликт с настроенным против него премьер-министром, подал в отставку и переехал в своё имение в Любани под Петербургом. Здесь Павел Петрович полностью посвятил себя научной и благотворительной деятельности. По инициативе Мельникова возвели храм в память о строителях железной дороги — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Тона. Строительство церкви велось на добровольные пожертвования, и значительную часть средств (около двадцати тысяч рублей) внёс Павел Петрович. Также Мельников учредил на свои средства Петропавловские богоугодные заведения в Любани: начальную школу для детей железнодорожников, приют для сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин. В богадельне жило двенадцать вдов железнодорожных служащих. Женщины полностью обеспечивались за счёт благотворительного заведения, только зелень и овощи они выращивали сами: работали на участке земли при богадельне под руководством опытного садовода.

В детском приюте первоначально жило двенадцать девочек, потом их количество увеличилось до двадцати пяти. Девочки жили в приюте с пяти до семнадцати лет. При уходе они получали летнюю и зимнюю одежду, обувь, постельное бельё и пособие в пятьдесят рублей, которое рекомендовалось истратить на швейную машинку, чтобы у каждой была возможность обеспечить себя собственным трудом.

Всё своё наследство Павел Мельников оставил на благотворительность. В завещании Павел Петрович указал, что доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и тридцати тысяч рублей капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.

В августе две тысячи третьего года в Москве был торжественно открыт памятник Павлу Петровичу Мельникову — меценату, инженеру, одному из создателей русских железных дорог и просто очень доброму и отзывчивому человеку.


Все выпуски программы Имена милосердия

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем