
Митрополит Литовский и Виленский Иосиф родился в малороссийском селе Павловск Киевской губернии, в семье Иосифа Тимофеевича и Фёклы Семёновны Семашко. Будущий архиерей появился на свет в 1798 году, в самый день Рождества Христова. Над селом плыл колокольный звон. Иосиф Тимофеевич счёл это знаком Божьего промысла. «Быть может, чаду нашему суждено нести людям свет Христов», — сказал он супруге.
Семашко жили небогато. Отец и мать работали не покладая рук, чтобы прокормить семью, в которой, кроме старшего Иосифа, было ещё несколько детей. «Они для нас тянулись из последнего. Да будет им вечная от нас благодарность», — вспоминал митрополит. В наследство родителям Иосифа достался небольшой кусок земли. Глава семейства выращивал хлеб. Сын стал его самым верным помощником. Вместе с отцом они пахали, сеяли, жали. Митрополит впоследствии говорил, что работа на земле на всю жизнь укрепила его здоровье.
Матушку свою владыка Иосиф называл женщиной ангельской доброты. Отец же остался в его памяти человеком строгим — однако, в хорошем смысле этого слова. Иосиф Тимофеевич тщательно следил, чтобы дети росли в благочестии, уважали старших, помогали друг другу. С Иосифа, как со старшего сына, спрос был особым. Впрочем, волю гневу отец никогда не давал. И он сам, и мать, воспитывали собственным примером. «Благочестие, честность, благонравие всегда представлялись в родителях глазам нашим», — вспоминал митрополит.
Семья была очень дружной. Длинными зимними вечерами все собирались вокруг Иосифа Тимофеевича. Он был большим мастером рассказывать сказки. Так порой засиживались они далеко за полночь. Другим их любимым занятием было музицирование. Глава семьи играл на скрипке, а Иосиф пел. Особенно любил он старинную казацкую песню о сыне, который просит мать отпустить его из дома в дальние края. Слушая Иосифа, Фёкла Семёновна с грустью думала о том, что совсем скоро и правда, придёт время провожать его в дорогу. Мальчику предстояло получить образование. Кое-чему он уже успел научиться дома, под руководством отца и дьячка местной Павловской церкви. С большим рвением Иосиф перечитал всю небольшую отцовскую библиотеку, в которой нашлись увлекательные книги по истории, а главное — Библия. В десятилетнем возрасте Иосиф трижды от корки до корки перечитал Священное Писание!
Отец и мать Иосифа были греко-католиками. Но сына с радостью отпускали в православный храм, который находился неподалёку от их дома. Он не только посещал Богослужения, но и пел на клиросе. Когда мальчик возвращался из церкви, отец с интересом расспрашивал его о том, какое Евангелие и Апостол читались. Часто он просил Иосифа спеть дома что-нибудь из православной церковной службы. Особенно нравилось Иосифу Тимофеевичу, как сын поёт 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...»
В 1810 году Иосифу исполнилось 12 лет, и он впервые покинул дорогой сердцу родительский дом. Отец отвёз его учиться в гимназию малороссийского города Немирова, расположенного в Винницкой губернии. Иосиф уезжал с мыслью о том, что хочет получить духовное образование и, может быть, даже стать монахом. Свои стремления он не стал скрывать от родителей. А они благословили сына. Спустя несколько лет Иосиф окончил гимназию, а затем — Виленскую духовную семинарию. В 1829 году он принял монашеский постриг.
С родителями митрополит поддерживал тесные отношения до самой их кончины. В 1850 году он приехал домой, чтобы отпраздновать золотую свадьбу отца и матери. Владыка Иосиф говорил: «Если бы от нас зависело избирать родителей, то я и ныне избрал бы тех же, которых Бог послал мне благим своим Промыслом».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.