
Фото: Johannes Plenio / Pexels
Митрополит Литовский и Виленский Иосиф родился в малороссийском селе Павловск Киевской губернии, в семье Иосифа Тимофеевича и Фёклы Семёновны Семашко. Будущий архиерей появился на свет в 1798 году, в самый день Рождества Христова. Над селом плыл колокольный звон. Иосиф Тимофеевич счёл это знаком Божьего промысла. «Быть может, чаду нашему суждено нести людям свет Христов», — сказал он супруге.
Семашко жили небогато. Отец и мать работали не покладая рук, чтобы прокормить семью, в которой, кроме старшего Иосифа, было ещё несколько детей. «Они для нас тянулись из последнего. Да будет им вечная от нас благодарность», — вспоминал митрополит. В наследство родителям Иосифа достался небольшой кусок земли. Глава семейства выращивал хлеб. Сын стал его самым верным помощником. Вместе с отцом они пахали, сеяли, жали. Митрополит впоследствии говорил, что работа на земле на всю жизнь укрепила его здоровье.
Матушку свою владыка Иосиф называл женщиной ангельской доброты. Отец же остался в его памяти человеком строгим — однако, в хорошем смысле этого слова. Иосиф Тимофеевич тщательно следил, чтобы дети росли в благочестии, уважали старших, помогали друг другу. С Иосифа, как со старшего сына, спрос был особым. Впрочем, волю гневу отец никогда не давал. И он сам, и мать, воспитывали собственным примером. «Благочестие, честность, благонравие всегда представлялись в родителях глазам нашим», — вспоминал митрополит.
Семья была очень дружной. Длинными зимними вечерами все собирались вокруг Иосифа Тимофеевича. Он был большим мастером рассказывать сказки. Так порой засиживались они далеко за полночь. Другим их любимым занятием было музицирование. Глава семьи играл на скрипке, а Иосиф пел. Особенно любил он старинную казацкую песню о сыне, который просит мать отпустить его из дома в дальние края. Слушая Иосифа, Фёкла Семёновна с грустью думала о том, что совсем скоро и правда, придёт время провожать его в дорогу. Мальчику предстояло получить образование. Кое-чему он уже успел научиться дома, под руководством отца и дьячка местной Павловской церкви. С большим рвением Иосиф перечитал всю небольшую отцовскую библиотеку, в которой нашлись увлекательные книги по истории, а главное — Библия. В десятилетнем возрасте Иосиф трижды от корки до корки перечитал Священное Писание!
Отец и мать Иосифа были греко-католиками. Но сына с радостью отпускали в православный храм, который находился неподалёку от их дома. Он не только посещал Богослужения, но и пел на клиросе. Когда мальчик возвращался из церкви, отец с интересом расспрашивал его о том, какое Евангелие и Апостол читались. Часто он просил Иосифа спеть дома что-нибудь из православной церковной службы. Особенно нравилось Иосифу Тимофеевичу, как сын поёт 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...»
В 1810 году Иосифу исполнилось 12 лет, и он впервые покинул дорогой сердцу родительский дом. Отец отвёз его учиться в гимназию малороссийского города Немирова, расположенного в Винницкой губернии. Иосиф уезжал с мыслью о том, что хочет получить духовное образование и, может быть, даже стать монахом. Свои стремления он не стал скрывать от родителей. А они благословили сына. Спустя несколько лет Иосиф окончил гимназию, а затем — Виленскую духовную семинарию. В 1829 году он принял монашеский постриг.
С родителями митрополит поддерживал тесные отношения до самой их кончины. В 1850 году он приехал домой, чтобы отпраздновать золотую свадьбу отца и матери. Владыка Иосиф говорил: «Если бы от нас зависело избирать родителей, то я и ныне избрал бы тех же, которых Бог послал мне благим своим Промыслом».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Храм великомученика Никиты в селе Софьино
Примерно в пятидесяти километрах на юго-восток от шумной столицы, на правом берегу Москвы-реки, раскинулось село Софьино. Въезжаешь туда, свернув со всегда оживлённой трассы М5 «Урал» и попадаешь на узенькую асфальтированную дорогу. По обеим её сторонам — уютные домики, из-за заборов которых свешиваются ветви яблонь и рябин, а на живописном холме высится белая церковь с серебряными куполами — храм великомученика Никиты.
По преданию, Софьино принадлежало когда-то супруге московского князя Василия Первого, сына Дмитрия Донского — Софье. Первое документальное упоминание о селе датируется 1453-м годом. По всей вероятности, деревянный храм в нём к этому времени уже существовал и простоял вплоть до конца 18-го столетия. В документах государственного осмотра села за 1680-й год есть запись: «в Софьине церковь деревянная, изстари, строение старое, ветха». Каменный храм с колокольней и трапезной на её месте построили в 1770-м, по особому разрешению императрицы Екатерины Второй силами и средствами местных жителей. Величественная пятиглавая церковь, в архитектуре которой одновременно прослеживались черты московского барокко с его декоративными элементами, и классицизма со строгими линиями, была освящена в честь великомученика Никиты Готфского, с пределом в честь пророка Божия Илии. Она собирала в своих стенах верующих из Софьина и окрестных селений вплоть до 1939-го года.
Советская власть закрыла Никитский храм. В нём расположились мастерские сельской школы. В колокольне устроили склад удобрений. Колокола сбили и сбросили в овраг позади храма. Потом церковь долгие годы пустовала, зарастала кустами и деревьями и постепенно разрушалась. В таком виде и досталась она общине верующих села Софьино в 1991-м году. Софьинцы восстановили свой храм и даже подняли из оврага язык сброшенного туда когда-то колокола. Он лежит теперь на территории церкви, как напоминание о трагическом прошлом. Под сводами храма снова зазвучали молитвы и люди потянулись сюда, чтобы поклониться святыням. В церкви села Софьино хранится список с Новоникитской иконы Божьей Матери, которая, по древнему преданию, явилась во сне великомученику Никите Готфскому. А ещё в храме есть уникальный животворящий так называемый «Семейный крест», составленный из икон благочестивых супружеских пар: Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы, Адриана и Наталии, Петра и Февронии, Кирилла и Марии, императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны. Перед софьинским Семейным крестом молятся о деторождении и крепости семейных уз.
Все выпуски программы ПроСтранствия
19 ноября. Об ответственности христианина перед Богом
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому много вверено, с того больше взыщут».
Об ответственности христианина перед Богом — священник Александр Сапунов.
Всевышние слова, сказанные в Евангелии от Луки: «Кому много вверено, с того больше взыщут», — говорят нам о том, что каждый человек несёт ответственность за последствия реализации своих способностей и талантов. Под талантами мы можем подразумевать абсолютно разные вещи: это умение вести своё дело, успехи в творческом пространстве, успехи в научном мире и в обучении.
Святитель Лука Крымский так размышляет об этом в евангельском отрывке: «Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные?» И ведь действительно, у любого таланта есть своя обратная сторона. То есть велик риск вложить его не в вечность, а во временное и преходящее.
Но как не допустить этой ошибки, этой неправильной реализации? Евангелие даёт нам следующий ответ: «Через служение ближним, а уже через служение ближним — и Самому Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема
19 ноября. О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».
О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей — игумен Лука (Степанов).
Бог не действует в той душе, которая не потрудилась избавить себя от последствий действия страстей. Человеческой воле дано захотеть, а божественной силе — осуществить освобождение от всякой греховной зависимости. Только так потрудившийся в своём собственном устремлении к очищению и оказывается избранником Божиим и местом благодатного божественного присутствия.
Блуд же, как и всякие плотские грехи, совершаемые и действием, и расположением сердца, оказывается причиной совершённого внутреннего беспорядка. Когда душевное в человеке подчиняется плотскому, о чём ещё ветхозаветный пророк сказал о народе, порабощённом чувственными грехами: «Люди, не может Дух Мой пребывать в них, поскольку они плоть».
Так вот, преобразить себя из состояния плоти в состояние одушевлённое и одухотворённое возможно только при сердечном, искреннем покаянии во всяком своём плотском грехопадении.
Все выпуски программы Актуальная тема







