
Шестого мая 1912 года в залитой солнцем Ялте прошёл праздник, приуроченный ко дню рождения Николая Второго. Две тысячи ребятишек — ученики городских, земских и церковно-приходских школ — веселились в тот день в Ливадии. А газеты потом описывали детский парад, богатое угощение, призы и восхищались организатором праздника — купцом Петром Соболевым.
Это было далеко не первое благое дело Петра Фёдоровича. На нужды Ялты он откликался давно и щедро. Как благотворитель Соболев начинал скромно. В конце 19-ого века купец вступил в Общество содействия благоустройству курорта Ялта и внёс свой первый небольшой вклад. Однако город стремительно рос. Так, к примеру, если в 1907 году в Ялте проживало всего тринадцать тысяч человек, то спустя четыре года жителей насчитывалось уже 25 000. И Пётр Фёдорович пришёл к выводу, что городу нужна более существенная и системная помощь. Необходимо было строить училища, школы, больницы. За это благородное дело и взялся Соболев. Он пожертвовал Ялте два каменных дома, с условием, что в них откроют начальное училище. Здания были маленькими, и Пётр Фёдорович счёл своим долгом купить ещё один дом и большой участок земли, которые подарил школе. Так у Ялты появилось новое учебное заведение. Ему дали имя благотворителя. В день открытия училища Соболев внёс на его счёт три тысячи рублей. На них купили мебель, книги. За труды по организации училища Городская Дума отблагодарила Петра Фёдоровича, представив его к ордену Cвятой Анны второй степени.
Спустя год Соболев занялся устройством женской профессиональной школы. На десять тысяч рублей, пожертвованных купцом, построили каменное здание. Девочки здесь постигали швейное и кулинарное искусства. Причём, барышни из бедных семей освобождались от платы за обучение.
Следующим образовательным учреждением, которое построил Пётр Фёдорович, стала церковно-приходская школа имени цесаревича Алексея. Она едва успела принять своих первых учеников, как газета «Русская Ривьера» уже оповестила ялтинцев: «Только что закончивший за свой счет постройку прекрасного здания церковно-приходской школы известный своими благотворительными делами в Ялте Пётр Соболев, спешит уже в другом месте проявить свою благотворительность». Этим другим местом стала Успенская церковь в селе Аутка. Пётр Фёдорович украсил её мраморными киотами и пригласил из Москвы художника Язвинского, который написал для храма 25 икон.
Любящий детей Соболев часто делал для них сюрпризы. Благотворитель был почётным попечителем многих ялтинских школ и к праздникам всегда привозил ученикам гостинцы, а самым бедным дарил одежду и обувь.
Крупную сумму благотворитель выделил и на постройку родильного приюта. Прекрасно оборудованный, он обошёлся купцу в 30 000 рублей. Больница открылась в 1912 году. Её парадный вход украсила надпись: «Городской родильный дом имени Соболева».
Великодушие Петра Фёдоровича было хорошо известно императорской семье. По высочайшему соизволению Николая Второго благотворителю присвоили звание почётного гражданина Ялты.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер