
Шестого мая 1912 года в залитой солнцем Ялте прошёл праздник, приуроченный ко дню рождения Николая Второго. Две тысячи ребятишек — ученики городских, земских и церковно-приходских школ — веселились в тот день в Ливадии. А газеты потом описывали детский парад, богатое угощение, призы и восхищались организатором праздника — купцом Петром Соболевым.
Это было далеко не первое благое дело Петра Фёдоровича. На нужды Ялты он откликался давно и щедро. Как благотворитель Соболев начинал скромно. В конце 19-ого века купец вступил в Общество содействия благоустройству курорта Ялта и внёс свой первый небольшой вклад. Однако город стремительно рос. Так, к примеру, если в 1907 году в Ялте проживало всего тринадцать тысяч человек, то спустя четыре года жителей насчитывалось уже 25 000. И Пётр Фёдорович пришёл к выводу, что городу нужна более существенная и системная помощь. Необходимо было строить училища, школы, больницы. За это благородное дело и взялся Соболев. Он пожертвовал Ялте два каменных дома, с условием, что в них откроют начальное училище. Здания были маленькими, и Пётр Фёдорович счёл своим долгом купить ещё один дом и большой участок земли, которые подарил школе. Так у Ялты появилось новое учебное заведение. Ему дали имя благотворителя. В день открытия училища Соболев внёс на его счёт три тысячи рублей. На них купили мебель, книги. За труды по организации училища Городская Дума отблагодарила Петра Фёдоровича, представив его к ордену Cвятой Анны второй степени.
Спустя год Соболев занялся устройством женской профессиональной школы. На десять тысяч рублей, пожертвованных купцом, построили каменное здание. Девочки здесь постигали швейное и кулинарное искусства. Причём, барышни из бедных семей освобождались от платы за обучение.
Следующим образовательным учреждением, которое построил Пётр Фёдорович, стала церковно-приходская школа имени цесаревича Алексея. Она едва успела принять своих первых учеников, как газета «Русская Ривьера» уже оповестила ялтинцев: «Только что закончивший за свой счет постройку прекрасного здания церковно-приходской школы известный своими благотворительными делами в Ялте Пётр Соболев, спешит уже в другом месте проявить свою благотворительность». Этим другим местом стала Успенская церковь в селе Аутка. Пётр Фёдорович украсил её мраморными киотами и пригласил из Москвы художника Язвинского, который написал для храма 25 икон.
Любящий детей Соболев часто делал для них сюрпризы. Благотворитель был почётным попечителем многих ялтинских школ и к праздникам всегда привозил ученикам гостинцы, а самым бедным дарил одежду и обувь.
Крупную сумму благотворитель выделил и на постройку родильного приюта. Прекрасно оборудованный, он обошёлся купцу в 30 000 рублей. Больница открылась в 1912 году. Её парадный вход украсила надпись: «Городской родильный дом имени Соболева».
Великодушие Петра Фёдоровича было хорошо известно императорской семье. По высочайшему соизволению Николая Второго благотворителю присвоили звание почётного гражданина Ялты.
Все выпуски программы Имена милосердия
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер