
В начале двадцатого века хабаровские гимназисты, затаив дыхание, ждали каждую посылку из книжного магазина братьев Пьянковых. Вальтер Скотт и Фенимор Купер, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Достоевский — множество книг любимых авторов появлялось на полках дальневосточных школьных библиотек благодаря пьянковской книготорговой фирме. Для предпринимателей это был практически благотворительный проект: все книги они поставляли по очень низкой цене, а в церконо-приходские школы — и за свой счёт.
В тысяча восемьсот семьдесят шестом году купец Михаил Пьянков получил в наследство небольшую сумму денег и решил отправиться на Дальний Восток. Там он начал торговлю различными товарами, а когда дела наладились, Михаил пригласил к себе братьев — Владимира и Иннокентия. Вместе они составили торговый дом «Михаил Пьянков с братьями» с капиталом сто пятьдесят тысяч рублей. Предприниматели занимались ещё и производством: приобрели ПавлИновский винокуренный завод, Уссурийскую стекольную фабрику, кирпичный завод в селе Никольском.
Заработав немалый капитал, Пьянковы считали своим долгом развивать и облагораживать Приморский край. Для рабочих своих заводов купцы построили двухклассную школу, больницу и библиотеку. Благодаря им в селе Никольском появилась церковно-приходская школа.
Каждый из братьев активно занимался благотворительностью. Владимир Павлинович много вкладывал в науку во Владивостоке — на его средства существовало Общество изучения Амурского края. Он щедро жертвовал деньги и стройматериалы на строительство здания для Общества, к тому же стал его казначеем.
Михаил Павлинович выбрал для своей деятельности Николаевск-на-Амуре. Ежегодно Пьянков направлял на общественные и образовательные нужды этого небольшого города около тридцати тысяч рублей. На его средства были построены церковно-приходскАя школа, библиотека и краеведческий музей. На создание Николаевского городского училища Михаил выделил пятьдесят тысяч рублей.
Иннокентий Пьянков благодетельствовал в Хабаровске. Во время русско-японской войны Иннокентий Павлинович много жертвовал в пользу раненых и семей, потерявших кормильцев. На его средства было построено Хабаровское Общественное собрание (ныне — Театр юного зрителя). В тысяча восемьсот девяносто восьмом году Иннокентий Пьянков выделил немалую сумму на женское Иннокентьевское училище, затем его выбрали попечителем этого образовательного заведения. Через десять лет Пьянков перечислил на счёт городской Управы сто тысяч рублей на строительство высшего технического института. Иннокентий Павлинович считал своим долгом жертвовать на ремонт и украшение хабаровских храмов — состоял в Хабаровском церковно-городском попечительстве. За большие заслуги перед городом Иннокентия Пьянкова удостоили звания «Почётный гражданин города Хабаровска».
Иннокентий Павлинович не жалел средств и для Владивостока. Он стал попечителем многих учебных заведений города, щедро жертвуя на их нужды. Когда встал вопрос о необходимости устройства во Владивостоке трамвайного транспорта, Иннокентий Павлинович выделил городской Думе сто тысяч рублей для этого благого начинания. В тысяча девятьсот седьмом году Пьянков внёс крупный капитал на строительство городской больницы, а когда её построили, занял пост председателя попечительского совета.
После революции имущество Пьянковых было конфисковано, некоторым из них удалось выехать за границу. В настоящее время потомки щедрых братьев живут в США, Франции и Англии. А на Дальнем Востоке России до сих пор сохранилось немало зданий, построенных на средства купцов. И земляки поныне с благодарностью вспоминают меценатов Пьянковых, так много сделавших для Приморского края.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Давиденко

У нас в гостях был клирик храма Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Москве, тюремный священник при СИЗО № 7 протоиерей Алексей Давиденко.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и священническому служению, почему в начале 2000-х годов он оставил свою мирскую профессию и пошел учиться в семинарию, а также разговор шел об особенностях тюремного служения священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Проводники помощи». Екатерина Титова, Валентина Федькив
Гостьями программы «Делатели» были сестры милосердия, кураторы социальной деятельности в центральном федеральном округе от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова и Валентина Федькив.
Наши гостьи поделились своими необычными историями прихода в сферу социального служения. Разговор шел о том, в какой помощи зачастую нуждаются люди, почему многие боятся попросить о самом необходимом, а также каким образом Церковь участвует в благотворительных инициативах.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».