
В приёмной митрополита Филарета Дроздова на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве ждал своей очереди бедный дворянин в потёртом тулупчике. Множество просителей прошло перед его глазами, самые разнообразные нужды были у них к владыке. И каждый уходил утешенный и успокоенный: ни одна просьба не осталась без ответа. В конце концов, подошла очередь и бедного помещика. Он бросился в ноги к митрополиту Филарету: «Владыка, помилуй: имение моё сгорело, нахожусь в крайней нужде! Не на что купить даже новое платье!» Владыка внимательно посмотрел на посетителя. И дал ему триста рублей на восстановление имения. Проситель зажал в руке ассигнации и выскочил из приёмной. На улице помещик злорадно расхохотался: он всего лишь хотел испытать прозорливость святителя Филарета, о которой ходило столько рассказов. И так легко и просто обманул доверчивого митрополита, прикинувшись погорельцем!
На следующий день к владыке Филарету ворвался вчерашний проситель, только его было не узнать: дорогая шуба, модный фрак, а лицо искажено непритворным ужасом. «Моё можайское имение вчера сгорело!» — закричал он в отчаяньи. — «Простите меня, Владыка! Не верил я в Вашу прозорливость, а Вы увидели, что в моём доме беда... Простите и помолитесь за меня! Возьмите деньги назад...» — «Всемилостивый Господь Иисус Христос да простит вас», — осенил крестом митрополит Филарет склонённую голову.- «А деньги возьмите — вам они теперь пригодятся».
Василий Михайлович Дроздов, будущий святитель Филарет Московский, родился в Коломне в тысяча семьсот восемьдесят третьем году, родители его происходили из потомственного духовенства. С самого детства Василий горячо сочувствовал бедным и обездоленным. Особенно потрясла Васю гибель соседского крепостного мальчика, жестоко выпоротого за разбитый горшок с графским цветком. Не выдержав истязаний, мальчишка сбежал в лес, где и замёрз. Эта история навсегда запечатлелась в чутком Васином сердце.
В двадцать пять лет Василий Дроздов принял постриг с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. Подобно этому великому святому, инок Филарет стремился самоотверженно служить ближним. Особенно широкое поле для дел милосердия открылось перед ним в тысяча восемьсот двадцать первом году, когда он стал митрополитом Московским.
По восемнадцать часов в сутки владыка Филарет трудился на благо Церкви и своей паствы. На каждого просителя владыка находил время, он одинаково радушно принимал знатных и простых, богатых и бедных. Помимо молитв архипастыря нуждающиеся получали от него и материальную помощь. Многих представителей московской аристократии митрополит Филарет привлёк к делам милосердия. С помощью его богатых прихожан выплачивались ежемесячные пенсии сотням бедных семейств.
Митрополит был рядом со своими духовными детьми всегда — и в самые тяжёлые минуты испытаний. Во время эпидемии холеры тысяча восемьсот тридцатого года он остался в Москве. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, святитель Филарет, однако, больше полагался на милосердие Небесного Врача — Иисуса Христа. Он распорядился совершать крестные ходы с пением молебнов. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря на коленях молился о прекращении болезни. Эпидемия унесла множество жизней, и владыка Филарет не мог оставаться в стороне от постигших его паству горестей. По его распоряжению открыли столовую для бедных при церкви Святой Живоначальной Троицы, ещё более тысячи рублей он раздал в виде помощи вдовам и сиротам, оказавшимся в крайней бедности после смерти кормильцев.
Святитель Филарет в проповедях часто говорил о том, что вера истинного христианина должна быть деятельной. И сам всю свою жизнь следовал этому призыву.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер