
Апостол Павел
1 Кор., 147 зач., Х, 28 - ХI, 7

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Величайший дар, который Христос принёс человечеству, — это свобода. Нередко свободу понимают, как вседозволенность. Я свободен, когда мои права никто не ограничивает. Об этой ли свободе говорит христианство? Ответ на данный вопрос предлагает тот отрывок из 10 и 11 глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
На первый взгляд может показаться, что отрывок, который мы только что услышали содержит в себе две никак друг с другом не связанных рекомендации. В первом случае апостол говорит о том, как относиться к идоложертвенному, во втором — даёт советы, касающиеся внешнего вида верующих в молитвенном собрании. Однако, если разобраться, оба отрывка говорят о том, как своим поведением не повредить единству Церкви.
Начинает Павел со слов «Господня земля, и что наполняет её». То есть в этом мире нет ничего скверного. Даже если пища куплена у язычника, и он посвятил её своим богам, то можно смело во славу Божию употреблять её в пищу без всяких расследований. Однако, если кто-то скажет вам намеренно, что это идоложертвенное, то лучше к такой пище не притрагиваться. Причина в том, что если тебе это сказал язычник, то возможно, он таким образом хочет сделать тебя участником языческого обряда. Если это сказал христианин, то он может испытать смущение от того, что для него вкушать идоложертвенное непозволительно. В обоих случаях можно нанести ближнему ущерб своим поведением. У первого может возникнуть слишком легкомысленное отношение ко Христу, Которого он будет воспринимать просто как ещё одного из множества богов. У второго можно вызвать неприязнь и нежелание общаться, что чревато претензиями и даже расколом церковного общества.
Что касается ношения женщиной головного убора на голове во время богослужения, то этот совет напрямую связан с социальной обстановкой той эпохи. Общество было патриархальным. Женщина занимала второстепенное положение относительно мужчины. Кроме того, традиция подчёркивает, что Богу от лица общины предстоит именно мужчина. Но даже не это главное. Дело в том, что город Коринф славился своей безнравственностью. С непокрытой головой и распущенными волосами ходили блудницы. Это был знак вседозволенности, он демонстрировал непокорность закону, как человеческому, так и божественному. Своеобразный манифест свободы, которая на самом деле являлась банальной распущенностью. Чтобы не вызывать подобные ассоциации у верующих, апостол призывает женщин носить на голове покрывало.
Итак, что мы видим? В обоих случаях апостол призывает мудро пользоваться той свободой, которая дарована нам Христом. Оказывается, свобода — это не вседозволенность. Выше свободы всегда должна стоять деятельная забота о ближнем. Начинается она с того, что я чётко осознаю, что многие действия, которые мне кажутся приемлемыми и которые объективно могут быть таковыми в глазах Бога, способны нанести рану совести другого человека. У него могут появиться сомнения и смущения. Может сформироваться неверное представление о том, как идти ко Христу. В итоге моё легкомыслие и жизнь по принципу «всегда выбирай себя», может привести даже к нарушению церковного единства. Поэтому Павел предупреждает, чтобы мы, отстаивая свои права, не становились камнем преткновения для других людей. Ведь в итоге я свободен не тогда, когда меня никто и ни в чём не ограничивает. Свобода — это живой опыт пребывания в Боге, опыт душевного мира и сердечного покоя, которые я могу переживать даже в весьма стеснённых обстоятельствах. И это опыт, который я получаю лишь в том случае, когда больше думаю не о себе, но о том, какую пользу могу принести тем, кто меня окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь к Богу». Иером. Геннадий (Войтишко), Ия Батаногова, Яна Зотова

В этом выпуске «Клуба частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), супруга священника, многодетная мама Ия Батаногова и музыкант Яна Зотова размышляли о том, что такое любовь к Богу и можно ли научиться этой любви.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!