Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

1 Кор., 147 зач., Х, 28 - ХI, 7

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Величайший дар, который Христос принёс человечеству, — это свобода. Нередко свободу понимают, как вседозволенность. Я свободен, когда мои права никто не ограничивает. Об этой ли свободе говорит христианство? Ответ на данный вопрос предлагает тот отрывок из 10 и 11 глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Глава 11.

Будьте подражателями мне, как я Христу.

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

На первый взгляд может показаться, что отрывок, который мы только что услышали содержит в себе две никак друг с другом не связанных рекомендации. В первом случае апостол говорит о том, как относиться к идоложертвенному, во втором — даёт советы, касающиеся внешнего вида верующих в молитвенном собрании. Однако, если разобраться, оба отрывка говорят о том, как своим поведением не повредить единству Церкви.

Начинает Павел со слов «Господня земля, и что наполняет её». То есть в этом мире нет ничего скверного. Даже если пища куплена у язычника, и он посвятил её своим богам, то можно смело во славу Божию употреблять её в пищу без всяких расследований. Однако, если кто-то скажет вам намеренно, что это идоложертвенное, то лучше к такой пище не притрагиваться. Причина в том, что если тебе это сказал язычник, то возможно, он таким образом хочет сделать тебя участником языческого обряда. Если это сказал христианин, то он может испытать смущение от того, что для него вкушать идоложертвенное непозволительно. В обоих случаях можно нанести ближнему ущерб своим поведением. У первого может возникнуть слишком легкомысленное отношение ко Христу, Которого он будет воспринимать просто как ещё одного из множества богов. У второго можно вызвать неприязнь и нежелание общаться, что чревато претензиями и даже расколом церковного общества.

Что касается ношения женщиной головного убора на голове во время богослужения, то этот совет напрямую связан с социальной обстановкой той эпохи. Общество было патриархальным. Женщина занимала второстепенное положение относительно мужчины. Кроме того, традиция подчёркивает, что Богу от лица общины предстоит именно мужчина. Но даже не это главное. Дело в том, что город Коринф славился своей безнравственностью. С непокрытой головой и распущенными волосами ходили блудницы. Это был знак вседозволенности, он демонстрировал непокорность закону, как человеческому, так и божественному. Своеобразный манифест свободы, которая на самом деле являлась банальной распущенностью. Чтобы не вызывать подобные ассоциации у верующих, апостол призывает женщин носить на голове покрывало.

Итак, что мы видим? В обоих случаях апостол призывает мудро пользоваться той свободой, которая дарована нам Христом. Оказывается, свобода — это не вседозволенность. Выше свободы всегда должна стоять деятельная забота о ближнем. Начинается она с того, что я чётко осознаю, что многие действия, которые мне кажутся приемлемыми и которые объективно могут быть таковыми в глазах Бога, способны нанести рану совести другого человека. У него могут появиться сомнения и смущения. Может сформироваться неверное представление о том, как идти ко Христу. В итоге моё легкомыслие и жизнь по принципу «всегда выбирай себя», может привести даже к нарушению церковного единства. Поэтому Павел предупреждает, чтобы мы, отстаивая свои права, не становились камнем преткновения для других людей. Ведь в итоге я свободен не тогда, когда меня никто и ни в чём не ограничивает. Свобода — это живой опыт пребывания в Боге, опыт душевного мира и сердечного покоя, которые я могу переживать даже в весьма стеснённых обстоятельствах. И это опыт, который я получаю лишь в том случае, когда больше думаю не о себе, но о том, какую пользу могу принести тем, кто меня окружает.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем