1 Кор., 138 зач., VII, 24-35.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим людям вера кажется чем-то костным. Догматы неизменны, заповеди по сути своей тоже. Но могут ли христиане подходить к обстоятельствам своей жизни творчески? И если да, то что оказывается главным условием? Ответ на этот вопрос апостол Павел даёт в отрывке из 7 главы своего первого послания к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте его послушаем.
Глава 7.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30 И плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
31 И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
Обращаясь к вере во Христа, люди оставались членами того общества, в котором они родились и выросли. И хотя общение с братьями и сёстрами занимало большую часть их времени, таких обычных явлений, как работа, дружба, вступление в брак, никто не отменял. Как ни крути, повседневная жизнь людей продолжалась. Впрочем, ожидание скорого пришествия Христова, несомненно вносило в повседневность определённые коррективы. Апостол говорит: проходит образ мира сего, то есть после воскресения Христова мир уже не может быть прежним. И это значит, что уже невозможно жить так, как будто бы ничего не произошло. Даже повседневная жизнь должна измениться.
И первое, что предлагает апостол: перестать строить планы. Он говорит: в каком звании, кто призван, в том и оставайся перед Богом. Впрочем, это явно совет для взрослых людей и его довольно сложно считать универсальным, так как в этих рассуждениях нет места подрастающему поколению, которое воспитывается в вере. В каком состоянии призван ребёнок? Очевидно, вне брака. Значит ли это, что ему нужно отказываться от брака? Конечно, нет. Ожидая скорого пришествия Христова и советуя все силы направить на духовную жизнь, апостол Павел в то же время позволяет ученикам самостоятельно решить, избрать ли путь брака или девства.
Вступая в область не столько утверждений, сколько рассуждений и советов, он неслучайно подчёркивает, что это лишь его мысли, а не то, что можно было бы назвать повелением Господним. Понимая, что впереди у христиан скорби, апостол говорит, что целесообразнее воздержаться от вступления в брак, хотя он ни в коем случае на этом не настаивает и признаёт полную законность семейных отношений. Свой совет он обосновывает тем, что в браке человек сталкивается с новым для себя опытом и может с ним не справиться. В обществе есть определённые стереотипы супружеского поведения, мужья и жены начинают угождать друг другу и заботиться о мирском. Однако, если образ мира меняется, отношения людей тоже должны измениться. Угождение людям должно смениться служением Богу, и это главное условие христианской жизни. В то же время сам апостол прекрасно понимает, что служение, кроме аскетических практик, обязательно предполагает служение ближнему, ведь Господь сказал: «что вы сделаете одному из ближних, то Мне сделаете». Именно поэтому, например, уже в послании к Ефесянам апостол Павел говорит о том, что жена может относиться к мужу, как к Господу, а муж к жене, как Христос к Церкви. Это значит, что главное не формальный статус, в котором мы находимся, но то, служим ли мы Господу на всех путях нашей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов