
Осенью 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Немцы взрывали мосты, по которым в северную столицу доставлялось продовольствие, бомбили грузовые суда. Целые баржи с мукой и зерном уходили под воду. Тем временем в городе кончались запасы хлеба. К ноябрю норма ежедневного пайка сократилась до ста двадцати пяти граммов на человека. Люди часами ждали в очередях возле булочных, держали в руках заветные хлебные карточки и с волнением думали только об одном: привезут ли? И вздыхали с облегчением, когда на дороге показывался долгожданный фургон с надписью «Хлеб». В числе тех, кто помог ленинградцам продержаться в самые тяжёлые дни блокады, была Нина Васильевна Соколова — первая и единственная на тот момент в мире женщина-водолаз.
Её называли «советской русалкой». В тяжёлом гидрокостюме и медном шлеме она погружалась в ледяную воду Ладожского озера, чтобы поднять на поверхность продовольствие из затонувших барж. В ту осень было спасено 4 тысячи мешков зерна. И несколько тысяч жизней в скованном блокадой городе.
В Ленинград девятнадцатилетняя Нина Соколова приехала в 1931 году из родного Череповца — поступать в вуз. Выбрала гидротехнический факультет Института инженеров водного транспорта. А когда получила диплом, устроилась на работу в Экспедицию подводных работ особого назначения. Организация занималась подъёмом затонувших судов, прокладкой трубопроводов. Другими словами, рабочим местом Нины должно было стать морское дно. Женщина-водолаз была в то время явлением настолько экстраординарным, что получать разрешение на глубоководные погружения Соколовой пришлось у самого председателя Верховного Совета СССР Калинина.
В 1939 году 24-летняя Нина Соколова трудилась на стратегически важном объекте — строительстве причала в Баренцевом море. Когда вернулась в Ленинград, началась Великая Отечественная война. Осенняя Ладога с её штормами, холод, скудный паёк, постоянные бомбёжки. В таких условиях Нина работала каждый день, практически без передышки. Во время одного из погружений Соколову контузило взрывом в воде. Близкие Нины вспоминали, что она буквально рвалась из госпиталя обратно на работу. Твердила: город в блокаде, людей надо спасать. Положение в Ленинграде между тем с каждым днём осложнялось. Истощались не только запасы хлеба, но и топлива. И тогда Нине Соколовой пришла в голову идея. Девушка уже успела поработать на прокладке по дну Ладожского озера электрического и телефонного кабеля. Что, если по такому же принципу проложить под водою бензопровод, подумала она. Свои мысли Соколова изложила начальству. Руководителям проект поначалу казался невыполнимым. Однако Нина не теряла энтузиазма. «Это очень просто!» — сказала девушка, и наскоро набросала схему бензопровода. Ей удалось убедить руководство.
Соколова лично провела разведку дна, а потом каждую ночь погружалась в тёмные воды Ладоги на глубину 35 метров. Строительство бензопровода велось в тёмное время суток при серьёзной маскировке. Закончить работы удалось в рекордный срок — чуть более, чем за месяц. Сорок тысяч тонн горючего прошло по подводному бензопроводу за всё время блокады. Немцы так никогда и не догадались о его существовании.
Когда в 1944 году Ленинград был освобождён из кольца осады, работы у Нины Соколовой не убавилось. Она разминировала переправы, строила мосты и причалы. За годы войны на груди у женщины-водолаза появились два ордена Красной Звезды. А когда пришла долгожданная Победа, сидеть без дела тоже не пришлось. Нина Васильевна стала преподавателем Высшего военно-морского училища. Долгие годы она читала там курс по гидравлике и гидродинамике. А выйдя на пенсию, до самой старости руководила патриотическими кружками. Первая женщина-водолаз совсем не считала себя героем. «Это мой долг, моя работа», — говорила она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер