
Икона Божией Матери «Огневидная» от других отличается красными оттенками, в которых изображены лик и одежды Пречистой Девы. Изначально образ не имел этой особенности и назывался «Кафрептис», что переводится с греческого как «Отображение» или «Зеркало». Такое имя автор — византийский иконописец шестого века, присвоил иконе не случайно. Он подчеркнул, что в душе Богородицы отобразились черты, присущие Богу — милосердие, смирение, чистота.
В девятом столетии к власти в Константинополе пришёл император-иконоборец Феофил. Нечестивый царь повелел бросить икону «Кафрептис» в костёр. Но она не сгорела! Лишь изображение приобрело красный оттенок. Уцелевшая в огне святыня стала собственностью одного из константинопольских аристократов. Желая послужить Богу, он под видом нищего странника отправился на Афон. Подвижник взял с собой икону Царицы Небесной. На Святой горе он принял постриг с именем Павел и основал монастырь в юго-западной части полуострова. В дальнейшем монах был прославлен в лике святых, и обитель получила его имя. Икона Божией Матери «Кафрептис» поныне остаётся одной из главных святынь афонского монастыря Преподобного Павла.
Подвижники Святой горы создали немало списков образа Божией Матери «Отображение». Иконописцы воспроизводили красные оттенки, полученные иконой в огне в девятом веке. Созданные на Афоне изображения распространились по всему православному миру. В восемнадцатом веке они появились и в России. В народе икону за необычный цвет стали называть «Огневидной». После этого образ получил новое богословское прочтение. Смысл изображения оказался созвучен словам молитв, в которых Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Огневидной Колесницей Бога».
В восемнадцатом веке в России была создана икона с надписанием «Огневидная». Церковь учредила празднование образа 10 февраля — по новому стилю это 23-е число. Сегодня один из самых древних списков «Огневидной» иконы хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
25 августа. О крещении Господа

В 1-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане».
О причине крещения Христа в Иордане — протоиерей Максим Первозванский.
Весь сонм святых говорит о том, что крещение Господа в Иордане было послушанием пророку. Господь послал пророка Иоанна Крестителя для того, чтобы крестить. Иисус как Богочеловек исполнил послушание пророку.
Дальше можем прозревать символические, мистические смыслы. Митрополит Антоний Сурожский об этом примерно так размышляет. Он говорит, что Христос пришёл креститься к Иоанну Крестителю на Иордан уже почти после всех. Что символически люди оставляли в Иордане, омывали свои грехи. Иорданские воды были наполнены человеческими грехами. И Господь, опустившись в эти тяжёлые, греховные в тот момент воды Иордана, принял эти все грехи на себя.
Понятно, что мы не должны абсолютизировать этот образ. Это даже не мистика, а скорее символика крещения. И вряд ли он крестился именно для этого. Но видеть это вот таким образом мы тоже можем.
Ну и главное, что он сам засвидетельствовал, сказав, что так нам надлежит исполнить всякую правду.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. О библиографе Ловягине

Сегодня 25 августа. В этот день в 1870 году родился книговед и переводчик Александр Ловягин.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он имел энциклопедическую осведомлённость в науках гуманитарного цикла: филологии, истории, и его особенной любви к книговедению, библиографии. Благодаря работам Ловягина в России библиографическая наука получила свое развёрнутое оснащение, методическое.
Милостью Божьей он не был репрессирован, и его педагогическая деятельность, равно как и научные исследования, конечно, украсили русскую культуру во втором десятилетии XX столетия.
Замечательно, что Александр Михалыч не таил под спудом и талант переводчика. Он перевёл на русский язык многим известную книгу Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». Впервые опубликованная в 1906 году, переиздана была в 2003 году.
Из этой книги мы глазами иностранцев, доброжелательно настроенных, узнаём, какими замечательными нравственными качествами обладал наш патриархальный русский народ и каким передовым государством во многих отношениях являлась Россия, по недоразумению почитавшаяся отсталым государством либералами XIX века, да и нынешними западниками.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. Об отношении к личности царя Иоанна Грозного

Сегодня 25 августа. В этот день в 1530 году родился русский царь Иван Грозный.
О его личности — протоиерей Михаил Самохин.
Детство будущего первого русского царя Ивана Васильевича было тяжёлым, полным интриг, убийств, борьбы за власть. Столь же тяжёлой была и жизнь людей при государе, которого недаром прозвали Грозным: затяжная Ливонская война, опричнина. Последние годы в Александровской слободе кровью перечеркнули все надежды, которые возлагали на новое царствование в его начале.
И хотя сейчас мы слышим разные голоса, которые стремятся оправдать Ивана Грозного и даже назвать его святым, отношение Православной Церкви к нему не изменилось и определяется оно убийством митрополита Филиппа. Выдающийся соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским и всея Руси и попавший в опалу из-за открытого протеста против опричнины, был задушен Малютой Скуратовым по личному приказу царя.
Великие люди далеко не всегда оказываются великими христианами, к сожалению. Сегодня мы вспоминаем лишь выдающегося политика, но не милосердного христианина, и молитва о нём приправляется немалой горечью.
Пусть Господь Сам судит раба Своего Иоанна, которого не напрасно назвали Грозным земным царём.
Все выпуски программы Актуальная тема