Икона Божией Матери «Огневидная» от других отличается красными оттенками, в которых изображены лик и одежды Пречистой Девы. Изначально образ не имел этой особенности и назывался «Кафрептис», что переводится с греческого как «Отображение» или «Зеркало». Такое имя автор — византийский иконописец шестого века, присвоил иконе не случайно. Он подчеркнул, что в душе Богородицы отобразились черты, присущие Богу — милосердие, смирение, чистота.
В девятом столетии к власти в Константинополе пришёл император-иконоборец Феофил. Нечестивый царь повелел бросить икону «Кафрептис» в костёр. Но она не сгорела! Лишь изображение приобрело красный оттенок. Уцелевшая в огне святыня стала собственностью одного из константинопольских аристократов. Желая послужить Богу, он под видом нищего странника отправился на Афон. Подвижник взял с собой икону Царицы Небесной. На Святой горе он принял постриг с именем Павел и основал монастырь в юго-западной части полуострова. В дальнейшем монах был прославлен в лике святых, и обитель получила его имя. Икона Божией Матери «Кафрептис» поныне остаётся одной из главных святынь афонского монастыря Преподобного Павла.
Подвижники Святой горы создали немало списков образа Божией Матери «Отображение». Иконописцы воспроизводили красные оттенки, полученные иконой в огне в девятом веке. Созданные на Афоне изображения распространились по всему православному миру. В восемнадцатом веке они появились и в России. В народе икону за необычный цвет стали называть «Огневидной». После этого образ получил новое богословское прочтение. Смысл изображения оказался созвучен словам молитв, в которых Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Огневидной Колесницей Бога».
В восемнадцатом веке в России была создана икона с надписанием «Огневидная». Церковь учредила празднование образа 10 февраля — по новому стилю это 23-е число. Сегодня один из самых древних списков «Огневидной» иконы хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











