
«Хороший год», студии Fox 2000 Pictures и Scott Free Productions, режиссёр Ридли Скотт
— Вы отберёте у меня мои виноградники?
— Мои виноградники, Дюфло.
— Я живу ими. Я ими дышу. Они ранят мои руки.
— Франсис, продав это поместье, я выплачу вам щедрое выходное пособие.
Расчётливый и циничный английский делец Макс Скиннер всё измеряет деньгами. Макс — новый владелец виноградников и имения во французском Провансе. Они достались ему в наследство от дяди. Дядя Генри воспитывал Макса, ещё в детстве потерявшего родителей. Но мальчик вырос, уехал жить в Лондон, и там превратился в беспринципного биржевого воротилу. С дядей он не общался уже добрый десяток лет. О том, что тот умер, узнал лишь спустя месяц. Когда-то небольшое, тихое поместье в живописном уголке Прованса было для Скиннера домом. А теперь это — неожиданно свалившаяся обуза, от которой нужно срочно избавиться. То есть — как можно скорее и выгоднее продать наследство. Ну, а что будет с людьми, которые всю свою жизнь трудились на этой земле — подобные вопросы Макса совсем не волновали.
Лента британского режиссёра Ридли Скотта «Хороший год», фрагмент из которой мы с вами услышали, вышла на экраны в 2006 году. Макс Скиннер — её главный герой. Солнечная, жизнерадостная, лирическая картина — экранизация одноимённого романа писателя Питера Мейла. Впрочем, историю эту режиссёр и литератор придумали вместе. Оба в своё время переехали на юг Франции, где поселились по соседству. Однажды они встретились, и за чашкой чая разговорились о том, как Прованс меняет людей. Слово за слово, у Мейла родилась идея написать об этом книгу. А Ридли Скотт, в свою очередь, пообещал снять по ней фильм.
Картину «Хороший год» называют романтической комедией. Но режиссёр с таким определением не вполне согласен. Он объяснял, что не ставил своей целью непременно рассмешить зрителя. А хотел показать, что в жизни есть вещи гораздо важнее биржевого курса ценных бумаг и больших заработков. Он хотел, чтобы, посмотрев фильм, человек заглянул в собственную душу и хорошенько там покопался в поисках любви и человечности. Сделать это режиссёр предлагает и главному герою своей картины, Максу Скиннеру. Хотя поначалу возникают сомнения в том, что Макс вообще способен сопереживать. Сомневается в этом и винодел Франсис Дюфло, и Кристи — юная американка, которая нежданно-негаданно появляется в поместье и называет себя дочерью дяди Генри, то есть — двоюродной сестрой Скиннера. Она никогда не видела отца и хочет побольше о нём узнать. Таким образом в деле наследства у Макса появляется серьёзный конкурент! А потом герой встречает Фанни — официантку из кафе в соседнем городке. И всё остальное отступает на второй план. Хотя их первую встречу трудно назвать романтической, Фанни оставляет глубокий след в сердце непробиваемого бизнесмена. В одном из эпизодов он даже признаётся девушке в том, в чём долгие годы не мог признаться и самому себе:
— Я известен своей чёрствостью, нисходящей к полному равнодушию. Я абсолютно неспособен доверять кому-либо. Единственный, кого я любил, был дядя Генри. Но я ни разу с ним не говорил за последние десять лет.
— Этот факт его очень печалил. Ему казалось, ты потерял самого себя.
— Я очень любил Генри, но так и не признался ему...
Но проявить свою любовь никогда не поздно. Поймёт ли это Макс Скиннер? И что сделает он в память о дяде, которого, как выясняется, действительно любил? Всё это мы узнаем, посмотрев фильм Ридли Скотта «Хороший год». Вдохнём воздух Прованса, наполненный ароматом согретых солнцем лугов. Услышим, как тёплый ветер шелестит виноградными листьями. И как садовник по утрам поёт песни ло́зам. Атмосфера фильма очень располагает к тому, чтобы заглянуть вглубь себя. И, возможно, обнаружить, что на самом-то деле мы всё-таки лучше, чем порой кажемся.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов