
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Иногда, чтобы что-то точно понять, надо остаться совсем одному. Одному со всем миром вокруг.
Вот проводила я мужа в Москву, иду по дороге. Совсем одна иду, зима в деревне, пусто на улице... И закат ширится передо мной. Розовеет он, играет в небе. Огромный, вдоль кромки лесов и полей за холмами, по которым иду . И я точно понимаю, что сейчас только я смотрю на этот закат тут, он только мой... Как странно.
И скажу я вам теперь одну вещь, непростую, а, может, и страшную для понимания.
Знаете, ведь всё, что у вас есть — оно только в вас. Просто я это яснее ощутила здесь, на дороге. По существу, ничего-то у нас, идущих по дороге, за спиной и нет! Ничего того, что есть у нас перед глазами. Нет там пейзажа вообще никакого. Там, друзья мои, клубящиеся сонмы атомов, не имеющих даже цвета. Потому что цвет — в наших глазах он, во взгляде нашем. В мире действуют простые законы физики. Ничего тут не поделать. И запах морозный — он в нашей голове, душе. И чувство прикосновения к снежному кусту — оно в нас, а не снаружи.
Нет в природе знакомой нам красоты. Никто, кроме человека, не чует её. Звери, скажите? Ну что вы, звери иначе живут. У них свои цвета, свои запахи, прикосновения, смыслы. Иные они. Наш мир, тот, который мы с вами любим — он только в нас. Отвернулись — и всё, одни клубящиеся атомы! До самого края вселенной.
Cтрашно? Нет, прекрасно.
Потому что понимаю я, с трепетом и благодарностью, — какая же сложная штука-система устроена, сколько всего собрано-показано, сколько во мне затеяно — для того чтобы я вот так смотрела на широченный закат... Если он весь во мне...
Так это какая радость, и какая ответственность получается! Я устроена для просмотра мира? Для знания красоты? Для сочувствования всему? Ведь мне даны вот такие глаза, уши, пальцы, нервы, мозг, сознание, чувство — всё для того, чтобы уловить красоту вокруг.
Вот это да...
А ещё — в меня совесть встроена, я помню о людях, я беспокоюсь, я стараюсь расти... Я не сама это придумала, оно так устроено во мне. Вот, гляжу на закат, и волнуюсь, запоминаю, чтобы вам рассказать. И это во мне есть — всё есть, чтобы и запомнить, и до людей донести.
Может, таково наше Подобие Богу? Уникальная возможность видеть красоту, и уникальное чувство ответственности за рассказ о ней. Великое ощущение Сопричастности огромному процессу мира. Кто ещё этому сопричастен, кроме нас? Никто здесь, на Земле. Только мы и Бог.
Вроде и просто, и непостижимо.
Стемнело совсем, дошла я до дома.
Много думала. И только одно я вынесла, ясное, из тех мыслей: каждый из вас — очень ценный персонаж, тайный, удивительный, наделённый редким богатством. И миссией наделённый. Миссией вот какой: видеть этот мир, любить и чувствовать его, любить мышь, лису, бегущую среди трав, бабочку, и закат, и другого, такого же странного, человека, идущего где-то там, с другой стороны заката...
Значит, нужно, чтобы вы берегли себя. Вы — очень важные создания. Почувствуйте себя единственными, для которых это всё создано — и закат, и лес, и другой человек... Для вас это, и вот для того человека, который сейчас идёт где-то, может и не задумывается ни о чём, а просто смотрит на закат да радуется.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема