Иногда, чтобы что-то точно понять, надо остаться совсем одному. Одному со всем миром вокруг.
Вот проводила я мужа в Москву, иду по дороге. Совсем одна иду, зима в деревне, пусто на улице... И закат ширится передо мной. Розовеет он, играет в небе. Огромный, вдоль кромки лесов и полей за холмами, по которым иду . И я точно понимаю, что сейчас только я смотрю на этот закат тут, он только мой... Как странно.
И скажу я вам теперь одну вещь, непростую, а, может, и страшную для понимания.
Знаете, ведь всё, что у вас есть — оно только в вас. Просто я это яснее ощутила здесь, на дороге. По существу, ничего-то у нас, идущих по дороге, за спиной и нет! Ничего того, что есть у нас перед глазами. Нет там пейзажа вообще никакого. Там, друзья мои, клубящиеся сонмы атомов, не имеющих даже цвета. Потому что цвет — в наших глазах он, во взгляде нашем. В мире действуют простые законы физики. Ничего тут не поделать. И запах морозный — он в нашей голове, душе. И чувство прикосновения к снежному кусту — оно в нас, а не снаружи.
Нет в природе знакомой нам красоты. Никто, кроме человека, не чует её. Звери, скажите? Ну что вы, звери иначе живут. У них свои цвета, свои запахи, прикосновения, смыслы. Иные они. Наш мир, тот, который мы с вами любим — он только в нас. Отвернулись — и всё, одни клубящиеся атомы! До самого края вселенной.
Cтрашно? Нет, прекрасно.
Потому что понимаю я, с трепетом и благодарностью, — какая же сложная штука-система устроена, сколько всего собрано-показано, сколько во мне затеяно — для того чтобы я вот так смотрела на широченный закат... Если он весь во мне...
Так это какая радость, и какая ответственность получается! Я устроена для просмотра мира? Для знания красоты? Для сочувствования всему? Ведь мне даны вот такие глаза, уши, пальцы, нервы, мозг, сознание, чувство — всё для того, чтобы уловить красоту вокруг.
Вот это да...
А ещё — в меня совесть встроена, я помню о людях, я беспокоюсь, я стараюсь расти... Я не сама это придумала, оно так устроено во мне. Вот, гляжу на закат, и волнуюсь, запоминаю, чтобы вам рассказать. И это во мне есть — всё есть, чтобы и запомнить, и до людей донести.
Может, таково наше Подобие Богу? Уникальная возможность видеть красоту, и уникальное чувство ответственности за рассказ о ней. Великое ощущение Сопричастности огромному процессу мира. Кто ещё этому сопричастен, кроме нас? Никто здесь, на Земле. Только мы и Бог.
Вроде и просто, и непостижимо.
Стемнело совсем, дошла я до дома.
Много думала. И только одно я вынесла, ясное, из тех мыслей: каждый из вас — очень ценный персонаж, тайный, удивительный, наделённый редким богатством. И миссией наделённый. Миссией вот какой: видеть этот мир, любить и чувствовать его, любить мышь, лису, бегущую среди трав, бабочку, и закат, и другого, такого же странного, человека, идущего где-то там, с другой стороны заката...
Значит, нужно, чтобы вы берегли себя. Вы — очень важные создания. Почувствуйте себя единственными, для которых это всё создано — и закат, и лес, и другой человек... Для вас это, и вот для того человека, который сейчас идёт где-то, может и не задумывается ни о чём, а просто смотрит на закат да радуется.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
5 января. О подвигах преподобного Павла Неокесарийского
Сегодня 5 января. День памяти преподобного Павла, епископа Неокесарийского, жившего в четвёртом веке.
О его подвигах — священник Августин Соколовски.
5 января. О текстах Священного Писания, читаемых в храме в этот день
Сегодня 5 января. Воскресенье перед Рождеством Христовым.
О текстах Священного Писания, читаемых в храме в этот день — протоиерей Михаил Самохин.
5 января. О творчестве и любви к природе Николая Сладкова
Сегодня 5 января. В этот день в 1920 году родился писатель-натуралист Николай Сладков.
О его творчестве и любви к природе — протоиерей Артемий Владимиров.