Николай Иванович является основоположником военно-полевого медицинского дела. В 1847 году он первым в полевых условиях применил эфирный наркоз, что стало важным шагом в развитии медицины. Его деятельность была направлена на принципы сострадания к пациентам и заботы о людях, что сделало его не только выдающимся врачом, но и гуманистом в области медицины.
Будучи еще ребенком, Пирогов мечтал о профессии доктора, и уже в 14 лет стал студентом Императорского Московского Университета, не подозревая, что его имя будет увековечено в названиях многих учебных и медицинских заведений по всей России.
Какие еще значимые открытия сделал Пирогов-чудотворец — так называли Николая Ивановича солдаты между собой — и как эти открытия продолжают служить людям по сей день?
«Мы живём на земле не для себя только», — говорил выдающийся медик, основоположник русской военно-полевой хирургии и сестринского дела, человек, который вошёл в историю как врач-подвижник — Николай Иванович Пирогов. Его именем названы больницы и медицинские университеты по всей стране. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации была учреждена государственная награда — Орден Пирогова. Им награждают за самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях, сопряжённых с риском для жизни.
И это неслучайно. Свой подвиг Николай Иванович Пирогов совершал в буквальном смысле под свист пуль и грохот снарядов. Лечить он хотел с детства. По рассказам родных, любимым занятием маленького Коли была «игра в доктора». Желание стать врачом оказалось столь велико, что при поступлении на медицинский факультет Императорского Московского университета в прошении о зачислении Пирогов прибавил себе два года. Ему тогда было всего 14.
В 1847 году он, молодой специалист с учёной степенью, по собственному желанию отправился военным медиком на Кавказ. Там, оперируя раненных, Пирогов совершил настоящий прорыв в хирургии. Впервые в полевых условиях он применил эфирный наркоз. Новаторский подход был продиктован глубоко человечными мотивами. Николай Иванович считал, что в основе профессиональной деятельности хирурга прежде всего должно лежать сострадание к пациентам. Операции с применением анестезии Пирогов часто проводил публично, чтобы воины могли воочию убедиться — их товарищи под хирургическим скальпелем не испытывают никакой боли. Изумлённые и благодарные солдаты между собой называли доктора «Пирогов-чудотворец».
А в 1853 году грянула Крымская война. И Николай Иванович отправился в осаждённый Севастополь. «Провожу день и ночь на перевязочном пункте, попеременно оперируя и перевязывая раненных», — писал он жене. Множество солдат привозили с перебитыми пулей или осколком конечностями. Прежде в условиях военного госпиталя вердикт для них был бы однозначным — ампутация. Но Пирогов нашёл другой выход. Однажды, ещё до войны, Николай Иванович побывал в мастерской своего друга, художника Николая Степанова. Увидев, как тот грунтует гипсовой смесью холст для будущей картины, Пирогов сделал открытие. «Я в первый раз увидел действие гипсового раствора на полотне, и догадался, что это можно применить в хирургии», — вспоминал Николай Иванович. В тот же день Пирогов наложил пропитанные гипсом бинты на сложный перелом голени у одного из своих пациентов. «Успех был замечательный. Повязка высохла в несколько минут: косой перелом с сильным кровяным подтеком зажил без нагноения и без всяких припадков. Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой практике», — писал доктор. Благодаря использованию гипса Пирогов не только избавил от ампутации множество раненных, но и вернул их в строй здоровыми, целыми и невредимыми. «Как родной отец о детях, так он заботился о больных, и пример его человеколюбия и самопожертвования сильно на всех действовал; все воодушевлялись, видя его; больные, к которым он прикасался, чувствовали облегчение...», — вспоминал один из крымских пациентов Пирогова.
«Чудесный доктор» — называл Николая Ивановича в народе. Именно такое заглавие дал своему рождественскому рассказу писатель Александр Куприн. Доктор Пирогов стал главным героем этого произведения. Упоминает Пирогова в романе «Лето Господне» Иван Сергеевич Шмелёв.
Николай Иванович служил ближним без преувеличения до последнего вздоха. Уже в преклонном возрасте он откликнулся на призыв правительства и Общества Красного Креста отправиться на Балканскую войну. А своим ученикам-хирургам и всем врачам будущего завещал: «Не дайте заглохнуть в душе вере и стремлению к добру — они у вас есть, как и у всего человечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM