2 Кор., 187 зач., VIII, 16 - IX, 5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какие условия необходимы для того, чтобы совершать по-настоящему добрые дела? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й и 9-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Из посланий апостола Павла мы знаем, что христианская община Иерусалима переживала не лучшие времена. Поэтому христиане города Коринф собрали для неё пожертвования. В только что прозвучавшем отрывке идет обсуждение вопроса, кто, как и когда должен доставить эти пожертвования в Иерусалим.
Апостол Павел представляет коринфянам посыльных. Это делегация, во главе которой будет стоять апостол Тит и ещё два ученика Христовых. Каждому из трёх делегатов Павел даёт краткую характеристику. В первую очередь он описывает их моральные качества. Апостол рекомендует их как людей надёжных и верных. Каждый из них много потрудился ради дела распространения Евангелия и созидания Церкви, а потому достоин всяческого доверия и уважения. Одним словом, Павел делает всё от него зависящее, чтобы развеять всякие подозрения у тех, кто боялся, что деньги будут использованы не по назначению.
Глава 8.
16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Глава 9.
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, не говорю «вы», похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
Но что примечательно, апостол понимает, что этих слов недостаточно. Даже после таких рекомендаций у кого-то останутся сомнения, а, возможно, и недовольства. Ведь речь идёт об отказе от своего имущества. А потому, похвалив своих посланников, он переходит к поощрению уже самих коринфян. Он подчёркивает их добродетельность и усердие в исполнении заповеди любви. Они молодцы, что понудили себя и сделали первый шаг, собрали средства. Теперь осталось напрячься совсем чуть-чуть и доброе дело сделано. Но и после этого апостол не останавливается. Он знает, как инертен бывает человек, когда речь идёт о добродетели. Тем более, когда приходится отдавать своё. А потому в конце он добавляет: пожертвование должно восприниматься самими жертвователями «как благословение, а не как побор». Павел сделал всё от себя зависящее, чтобы приготовить людей к действию, но решение остаётся за ними. Если они отдают милостыню, то должны сделать это свободно, чтобы потом втайне не скрежетать зубами, что лишились своего имущества.
Этот отрывок иллюстрирует важную духовную закономерность. Лучше заранее распрощаться с иллюзией, что заповедь Спасителя о служении ближним — это лёгкое дело. Это именно то дело, которое всегда встретит массу преград на своём пути. И в первую очередь во мне самом. Ведь я очень тяжёл на подъём. Мне постоянно нужны гарантии, что я не потеряю и не останусь в убытке. А потому я жду каких-то дополнительных стимулов. Мне необходимо, чтобы похвалили тех людей, ради которых я это делаю, и тех, при помощи которых я это делаю. Чтобы похвалили меня. Чтобы я это делал не один, но видел, что ещё кто-то делает это рядом. Но даже при всём этом у меня неизбежно останутся сомнения. Это сопротивление моего эго. Оно чувствует, что в конечном счёте мне неизбежно что-то придётся от себя оторвать, чего-то лишиться. Как минимум будет нарушен мой покой. А потому всё, что остаётся сделать в этом случае, — довериться Богу. И помолясь, понудить, то есть заставить себя сделать этот шаг. Через «не хочу». Вопреки сомнениям и страхам. Ведь чем они сильнее, тем больше та духовная польза, которую я в итоге принесу своим поступком самому себе и окружающим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











