
Евр., 325 зач., X, 32-38.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Древний богослов и мыслитель Тертуллиан воскликнул однажды: «Кровь мучеников — семя христианства». Данное высказывание очень верно описывает ситуацию, в которой находились христиане Римской империи в течение первых трёх веков по Рождестве Спасителя. С одной стороны, Церковь Христова в империи была гонима и преследуема. С другой стороны, чем сильнее становились гонения, тем активнее учение Спасителя распространялось по территории Рима. Многие жители империи, видя мужество последователей Христа, их бесстрашие перед мучительными казнями, воодушевившись, сами принимали крещение.
Наиболее обширные преследования христиан осуществляло в тот исторический период само римское государство, которому не нравилось, что ученики Спасителя не почитают императора в качестве бога. Меньшими по размаху, но отнюдь не уступавшими по своей жестокости были гонения на учеников Спасителя со стороны иудеев в Палестине. Фарисеи и саддукеи, отправившие Христа на казнь, делали в первом веке всё, чтобы на Святой земле не осталось последователей Господа Иисуса.
Апогеем их губительной деятельности стало убийство святого Иакова Праведного, первого епископа — главы Иерусалимской Церкви. Ни в чём не повинного Иакова сбросили с крыши храма Соломона, а затем ещё живого добили камнями. Христиане Палестины были в ужасе от произошедшего. Некоторые из них, боясь повторить участь погибшего епископа, стали возвращаться в иудаизм. Стремясь предотвратить распад Иерусалимской Церкви, местным христианам направил послание апостол Павел, сам находившийся в тот момент в крайне затруднительных обстоятельствах. Павел по ложному доносу пребывал в римской тюрьме. Однако он нашёл в себе духовные силы и составил воодушевляющий текст, который сохранился до наших дней и вошёл в состав Библии под названием «Послание к евреям».
В прозвучавшем отрывке из послания к Евреям апостол Павел всячески поддерживает христиан Палестины и призывает их не отказываться от веры в Спасителя. Павел, конечно, соглашается с тем, что смерть Иакова была ужасной, но напоминает своим читателям, что это событие стоит в ряду аналогичных и не менее скорбных эпизодов. Трудно посчитать, сколько последователей Христа в Палестине было убито, лишено крова и имущества в период до 70 года, когда Иерусалим был разрушен римлянами.
Павел прекрасно знал, о чём писал, — ведь он сам, до чудесного обращения в христианство по дороге в Дамаск, был гонителем учеников Спасителя. Апостол призывает христиан Палестины вспомнить об уже пережитом, набраться мужества и смело встретить преследования. Ведь, по его словам, стойких в вере Бог непременно наградит и в этой жизни, и в жизни посмертной. В прозвучавшем отрывке из послания Павел восклицает: «ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит».
Слова апостола оказались пророческими — убийство Иакова повлекло за собой печальные последствия. Устроив вскоре бунт против Рима, иудеи вынудили империю штурмом взять Иерусалим, а затем фактически его уничтожить. Разрушению подверглась и главная святыня иудаизма — храм Соломона. Евреи стали народом рассеяния без видимого духовного центра. Ужасную катастрофу ярко описал в своих воспоминаниях очевидец тех событий историк Иосиф Флавий. Вот его слова: «Что подобное претерпел ты, несчастный город, от римлян, которые взошли очистить огнём твои междоусобные преступления. Ты уже не был жилищем Бога и не мог им оставаться, сделавшись гробницею домашних мертвецов, и храм, превратившийся в кладбище, наполнивши кровопролитным междоусобием».
Благополучно разрушение Иерусалима пережили лишь жители Палестины, сохранившие веру во Христа. Они не приняли участие в горделивой и бессмысленной революции, но удалились из города перед началом римской осады. Так христианство на Святой земле выжило и впоследствии заместило собой все прочие религии Рима, что явно свидетельствовало об особом благоволении Бога.
Псалом 35. Богослужебные чтения

Те, кто старается вести духовную жизнь, знают, как сложно избавиться от некоторых греховных привычек. А потому нередко люди задают вопрос священнику: что является наиболее эффективной и действенной профилактикой греха? Ответ на этот вопрос находим в 35-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 35.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Царь Саул был первым еврейским монархом. Человеком он был непростым. Писание говорит, что на Саула нападал лукавый дух. В такие периоды его ум помрачался, царь погружался в тяжёлые душевные состояния. Для того, чтобы помогать ему справляться с приступами болезни, ко двору пригласили юного пастуха Давида. Своей игрой на арфе он успокаивал царя. На время к Саулу возвращались мир и покой. Однако со временем нечистый начал настраивать царя против Давида. Саула начали мучать помыслы, что Давид хочет занять его престол. Одержимый ревностью, завистью и неприязнью царь начинает преследовать юношу, чтобы убить его. Однако ему это не удаётся. Придя в себя, Саул просит у Давида прощения. Однако затем новый приступ — и история повторяется снова и снова. Тот псалом, который только что прозвучал, написан в воспоминание о тех событиях.
Первая часть псалма — это описание того, что происходит в душе Саула. Несмотря на то, что Давид называет его беззаконником, очевидно, что он представляет его скорее нездоровым, больным человеком, который просто не в силах контролировать свою одержимость. Мысль Давида следующая: хотя Саул и сознавался не раз, что грешит против меня и даже просил за свое буйное поведение прощения, это всё было не более, чем обманом. Да, он делал вид, что, как говорится в псалме, «отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его». И, возможно, в тот момент он сам верил, что раскаялся. Но на самом деле это было лукавством и в его сердце продолжало жить нечестие. В Сауле не было страха Божия. Ведь каждый раз, когда он оставался в одиночестве перед сном, его опять начинали мучать помыслы. Как говорит Давид, «на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом». Иными словами, одержимость вновь и вновь возвращалась к Саулу, болезнь брала верх.
Этому описанию того, как в душе человеческой зарождается грех, противопоставлена вторая часть псалма. Из тёмной, закрытой от глаз посторонних спальни, где грешник в одиночестве вынашивает свои коварные планы, мы перемещаемся на открытое пространство. Мир грешника сопоставляется с миром Божиим, в котором небеса, облака, горы, великая бездна, крылья птицы, водные потоки и свет. В мире Божием царит простор. Здесь всё на виду. Здесь нет секретов и тайн. А потому и болезни греха негде зацепиться и пустить корни.
О той закономерности, которую изобразил Давид в своём псалме, прекрасно знали все те, кто посвятил свою жизнь духовной работе. Лучшее удобрение для греха — это ситуация недоговорённости, неопределённости, замалчивания. Это погружает человека в состояние обособленности, изоляции, закрытости от мира и людей. В таком навозе подозрительность и мнительность, безумие и одержимость, страх и уныние зреют и прорастают быстрее и лучше. А потому прямо говорит апостол Иаков в своём послании: «Исповедайте друг другу согрешения ваши». То есть не держите тёмные помыслы в себе. Приносите их на исповедь или же тем людям, которые идут по пути духовного совершенства и готовы поделиться с нами своим опытом. Такая открытость и доверие убивают грех в зародыше. И там, где вчера была смута и болезнь, сегодня будут мир и покой.
Псалом 35. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 35. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 35. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Неслучайные случайности. Юлия Узун

Со мной часто происходят события, которые со стороны кажутся совпадениями, но на самом деле являются проявлением промысла Божьего. Я стала ощущать это с особой силой после одного случая, о котором и хочу рассказать сейчас.
С детства во мне жила мечта — петь в хоре Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Поначалу она казалась несбыточной. Но, окончив школу, я смогла поступить в Регентскую школу при Московской Духовной Академии.
В первом семестре все будущие регенты проходили прослушивание. Преподаватели отметили мои способности, но по какой-то причине не определили ни в один из студенческих хоров. Я жутко расстроилась тогда. И все же не стала ничего выяснять, а просто проплакала несколько дней.
Узнав об этом, брат, который уже был иеромонахом, посоветовал подойти к отцу Матфею и попроситься в хор к нему. Благо теперь я училась на территории Лавры. И была физически ближе и к отцу Матфею, и к своей мечте. Впрочем, слабо верила, что он может взять в хор студентку первого курса. Но спросить решилась.
Хор отца Матфея обычно пел на ранних службах в Трапезном храме Лавры. И вот, я пришла туда и стала ждать. Когда вошел батюшка, я быстро подошла к нему и выпалила свою просьбу петь в его коллективе. К моему удивлению, он кивнул в сторону, где стояли другие певчие и сказал:
— Становись!
Это было поразительно!
Так я стала петь в коллективе одного из лучших регентов России. А через полгода наконец получила распределение в третий смешанный хор Регентской школы. В итоге приходилось петь на двух службах подряд — сначала на ранней в Лавре, а потом — в Предтеченском храме семинарии.
Я часто опаздывала, спеша с одной службы на другую, из-за чего наставницы хотели запретить мне петь хоре отца Матфея, но он лично заступился, и руководству школы пришлось смириться с моими задержками.
Я пою в хоре Троице-Сергиевой Лавры до сих пор. А еще преподаю пение в воскресной школе «Покров» при Московской Духовной Академии. И не мыслю жизнь без клироса.
До сих пор удивляюсь, как Бог выстроил мой путь. В Евангелии сказано: «стучите и отворят». И я молилась, просила. А потом сама не заметила, как цепь событий, даже не самых приятных, привела к исполнению мечты! Дивны дела Твои, Господи! Благодарю Тебя!
Автор: Юлия Узун
Все выпуски программы Частное мнение