
Евр., 325 зач., X, 32-38.
Глава 10.
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Древний богослов и мыслитель Тертуллиан воскликнул однажды: «Кровь мучеников — семя христианства». Данное высказывание очень верно описывает ситуацию, в которой находились христиане Римской империи в течение первых трёх веков по Рождестве Спасителя. С одной стороны, Церковь Христова в империи была гонима и преследуема. С другой стороны, чем сильнее становились гонения, тем активнее учение Спасителя распространялось по территории Рима. Многие жители империи, видя мужество последователей Христа, их бесстрашие перед мучительными казнями, воодушевившись, сами принимали крещение.
Наиболее обширные преследования христиан осуществляло в тот исторический период само римское государство, которому не нравилось, что ученики Спасителя не почитают императора в качестве бога. Меньшими по размаху, но отнюдь не уступавшими по своей жестокости были гонения на учеников Спасителя со стороны иудеев в Палестине. Фарисеи и саддукеи, отправившие Христа на казнь, делали в первом веке всё, чтобы на Святой земле не осталось последователей Господа Иисуса.
Апогеем их губительной деятельности стало убийство святого Иакова Праведного, первого епископа — главы Иерусалимской Церкви. Ни в чём не повинного Иакова сбросили с крыши храма Соломона, а затем ещё живого добили камнями. Христиане Палестины были в ужасе от произошедшего. Некоторые из них, боясь повторить участь погибшего епископа, стали возвращаться в иудаизм. Стремясь предотвратить распад Иерусалимской Церкви, местным христианам направил послание апостол Павел, сам находившийся в тот момент в крайне затруднительных обстоятельствах. Павел по ложному доносу пребывал в римской тюрьме. Однако он нашёл в себе духовные силы и составил воодушевляющий текст, который сохранился до наших дней и вошёл в состав Библии под названием «Послание к евреям».
В прозвучавшем отрывке из послания к Евреям апостол Павел всячески поддерживает христиан Палестины и призывает их не отказываться от веры в Спасителя. Павел, конечно, соглашается с тем, что смерть Иакова была ужасной, но напоминает своим читателям, что это событие стоит в ряду аналогичных и не менее скорбных эпизодов. Трудно посчитать, сколько последователей Христа в Палестине было убито, лишено крова и имущества в период до 70 года, когда Иерусалим был разрушен римлянами.
Павел прекрасно знал, о чём писал, — ведь он сам, до чудесного обращения в христианство по дороге в Дамаск, был гонителем учеников Спасителя. Апостол призывает христиан Палестины вспомнить об уже пережитом, набраться мужества и смело встретить преследования. Ведь, по его словам, стойких в вере Бог непременно наградит и в этой жизни, и в жизни посмертной. В прозвучавшем отрывке из послания Павел восклицает: «ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит».
Слова апостола оказались пророческими — убийство Иакова повлекло за собой печальные последствия. Устроив вскоре бунт против Рима, иудеи вынудили империю штурмом взять Иерусалим, а затем фактически его уничтожить. Разрушению подверглась и главная святыня иудаизма — храм Соломона. Евреи стали народом рассеяния без видимого духовного центра. Ужасную катастрофу ярко описал в своих воспоминаниях очевидец тех событий историк Иосиф Флавий. Вот его слова: «Что подобное претерпел ты, несчастный город, от римлян, которые взошли очистить огнём твои междоусобные преступления. Ты уже не был жилищем Бога и не мог им оставаться, сделавшись гробницею домашних мертвецов, и храм, превратившийся в кладбище, наполнивши кровопролитным междоусобием».
Благополучно разрушение Иерусалима пережили лишь жители Палестины, сохранившие веру во Христа. Они не приняли участие в горделивой и бессмысленной революции, но удалились из города перед началом римской осады. Так христианство на Святой земле выжило и впоследствии заместило собой все прочие религии Рима, что явно свидетельствовало об особом благоволении Бога.
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (01.09.2025)
Три слепца

Фото: manas rb / Unsplash
В давние времена на севере Индии жил мудрый и великодушный правитель — раджа. Однажды, возвращаясь с охоты, он повстречал на своём пути трёх слепцов, которые просили подаяния. Бедняги были измождены и еле держались на ногах от голода.
Раджа пожалел их, велел накормить и взять в город. Там слепцы поблагодарили его и сказали:
— Ваше величество, всем известно ваше великодушие. Если вы приютите нас в своём дворце, мы будем служить вам верой и правдой.
— Как? Вы же слепы? Что же вы можете делать? — с улыбкой спросил раджа.
На это один из них ответил:
— Ваше величество, каждый из нас обладает редким даром. К примеру, я без труда смогу отличить настоящий жемчуг от фальшивого. Второй из нас, ощупав коня, сразу скажет, чистокровной ли он породы. Третий может определить, честный ли перед ним человек или бесчестный — у него особое врожденное чутьё.
Раджа решил проверить эти слова. Он велел положить на бархатные подушечки две одинаковых жемчужины: одну настоящую, другую —искусную подделку. Первый слепец дотронулся до каждой, и сразу же указал на настоящий жемчуг.
— Я беру тебя на службу во дворец, — сказал раджа. — Ты будешь следить, чтобы в мою казну не проникли фальшивые драгоценности.
Затем он велел привести своего лучшего коня и попросил второго слепца определить его породу. Тот внимательно ощупал спину и шею скакуна, и объявил:
— Ваше величество, эта лошадь — не чистых кровей, она не достойна царской конюшни.
Раджа был изумлён. Он позвал купца, у которого покупал скакуна, и велел сказать правду, какой он породы.
— Ваше величество, но это вовсе не тот конь, которого я продал конюшему, а другой, — удивился купец.
И тогда конюший, упав на колени, признался, что он подменил коня, и чистопородный находится в его доме.
— Отныне ты будешь моим конюшим вместо этого бесчестного и жадного человека, — сказал раджа второму слепцу.
Всё это время третий слепец ходил по залу мимо придворных раджи, и вдруг остановился перед главным министром, ощупал его грудь и сказал с укором:
— Не надлежит вам быть предателем по отношению к такому великодушному и доверчивому человеку, как раджа. Я знаю, что вы задумали вместо него завладеть троном, и прячете в своём кошеле склянку с ядом, чтобы отравить нашего доброго повелителя.
В кошеле, действительно, была обнаружена склянка с ядом. Министра взяли под стражу, а раджа сказал, обращаясь к третьему слепцу:
— В твоём лице я нашёл себе самого надёжного охранника! Какое счастье, что я не проехал мимо и остановился на дороге, когда встретил вас троих. Мне и мечтать не приходилось о таких верных помощниках...
А чему тут удивляться? Неравнодушным и милосердным всегда Бог помогает.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки