Как мы любим своё детство... То пространство влечёт нас, там было чудесно. А что там самое прекрасное? Беззаботность там, наша с вами свобода от забот. Над нами парили, прикрывая крылами, наши боги-родители. А мы — разглядывали лист лопуха с ползущей гусеницей. Целиком, вся я была в том разглядывании.
Я почему об этом задумалась? Я хочу снова научиться той святой простоте. И я кое-что поняла, сейчас расскажу. Но подойдёт мой рецепт только верующим людям, уж таков он.
Так вот, там, в детстве у меня тоже были дела. Но я точно знала, что нужно сделать: родители сказали — делаю. И беспокоиться не о чем. Вот послали меня за водой. Иду на родник с бидончиком. Приостановлюсь, посмотрю, как гусеничка до края лопуха доползёт — назад повернёт или на другую сторону переберётся? Досмотрю и дальше за водой пойду. А родители всё знают, они за жизнью глядят. И я могла быть вся тут.
А теперь я взрослая, и мне кажется, что теперь я сама за всё отвечаю. Но это, имейте в виду — неправда.
Мы, люди, страшно напрягаемся, думая, что мы — держим небо. А это не так. Небо держит Бог. А мы, люди, стоим, дрожа от напряжения, подставив руки туда, под небо. Да ещё всё время волнуемся, там ли держим, вдруг — воо-он там провалится оно? Жуткая работа и бессмысленная.
Теперь, говорю я себе — опусти руки.
Бог держит небо. Он нам и задания даёт. А у тебя что в голове? «Не промёрз бы дом», «Не заболел бы сын», «Вдруг снегом дорогу заметёт — не выедем!».
Ты дом утеплила? Утеплила. Так. Сына вырастила. Да. А снегом ты вообще не заведуешь! Ты не заведуешь, на самом деле, ничем. А заведует как раз тот, кто надо. Бог заведует, он — настоящие крыла над тобой.
Я учусь доверять Ему. Значит, делаю я, что должно, и всё. Всё! Понимаете? Он позаботится о сыне моём, о книге, о дороге.
Вспомните то детское чувство защищённости. И поселите его теперь в себе. Если, конечно, вы в Бога веруете. А верить в него надо так же, как мы, маленькие, верили в родителей.
Есть то, что надо делать теперь. И вы точно знаете, что. Мы всегда знаем. Он задания-то — даёт. Просто делай, а уж Он управит, ему видней.
Вы скажете: «А как же болезни, смерти?» Знаете, я вот уверена, что и это — хорошо. Я, уж простите, смерти не боюсь, я ею интересуюсь. У меня туда переехали все родители мои, и меня, когда надо, Он переправит. И, как ни странно, все болезни свои вспоминаю я очень светло. Вон, двусторонней пневмонией когда болела, в инфекционном боксе одна лежала — повесть о мышонке начала я там писать. Чтобы книга родилась, Бог меня в бокс больничный упаковал, в предгориях Кавказа, подальше от суеты. И прав был, между прочим. Вон, сколько хорошего из этого вышло, люди радуются книге теперь. А представьте, сколько пустых забот беспокоило меня перед той поездкой на Кавказ? А всё по-Его вышло. Будет всё так, как мы не придумаем, ни за что! Будет, как надо.
Так что, дорогие люди, давайте возьмём бидончики, и — по тропинке, насвистывая! Там впереди гусеничка на лопухе уже заждалась.
Правда, не держите вы небо. Если руки освободить, столько можно успеть! Недостаточно одной только веры В Бога. Нам очень нужно доверять Богу . И если вы Доверие поселите в себе, вы сможете быть, как дети. Только — мудрые дети.
Я только учусь этому. Но кое-что уже могу. Попробуйте и вы.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».