Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну вот, Андрюша, мы с тобой и открыли дачный сезон! Как же хорошо за городом! Даже гроза меня не расстроила. Погромыхало немного, зато деревья и травы как будто улыбаются, умытые ливнем. Ещё прекраснее и ярче пахнет сирень. Птицы на все голоса радуются, что солнце снова показалось из-за туч...
— Аллочка, ты говоришь прямо как поэт!
— Это меня так свежий воздух окрыляет.
— Да, природа, обновлённая грозой, прекрасна! Недаром её так любили художники. И бросались к мольберту, чтобы запечатлеть особый, чудесный, мягкий свет, который приходит на смену ненастью. Подобные сюжеты можно встретить в творчестве многих живописцев.
— А у тебя, Андрей, есть любимая картина на эту тему?
— Что ж, пожалуй... Я как раз захватил с собой альбом с репродукциями художника Аристарха Лентулова... Так что сейчас, Аллочка, я тебе покажу одно из моих любимых полотен. Вот, посмотри, пожалуйста. Эта его работа 1923-го года. Она так и называется: «После грозы». Подлинник находится в Пензенском художественном музее имени Константина Савицкого.
— Даже по репродукции видно, какой потрясающий на картине свет! Лучи солнца пробиваются из-за туч и золотят кроны деревьев. В их листве ещё шумят капли дождя, но гроза уже отступила. И на фоне убегающих вдаль лиловых облаков тонкой свечой белеет церковь с высоким куполом.
— Знаешь, Аллочка, каждый раз, когда я смотрю на это полотно, я словно чувствую под ногами рыхлую от дождя землю, и траву́, согнувшуюся под тяжестью дождевых капель. Помнишь то засушливое лето, когда под Москвой загорелись торфяные болота?
— Ещё бы! Даже в городе стоял такой смог, что трудно было дышать.
— Мне тогда очень помогала эта картина. Я часто смотрел на неё, и как будто вдыхал воздух, напоённый дождём, слышал ворчание уходящей грозы. Не поверишь, но становилось легче!
— Верю, очень даже верю! Художник сумел создать потрясающий эффект присутствия. Кстати, как, ты сказал, его зовут?
— Аристарх Васильевич Лентулов. Он считается одним из основоположников русского авангарда в живописи. Был представителем художественного течения кубизма. И даже написал в этом своеобразном стиле Собор Василия Блаженного и кремлёвскую колокольню Ивана Великого.
— Кстати, Андрюша, а вот эта колокольня на картине, которая виднеется сквозь омытую дождём зелень — не Иван Великий, случайно? Очень похоже.
— Согласен, с первого взгляда можно так подумать. Но — нет, это не он.
— А какой же тогда храм запечатлел художник на своём полотне?
— Думаю, Аллочка, ты сама сейчас и ответишь на свой вопрос. Посмотри внимательно на купол.
— Смотрю... На нём, кажется, есть какие-то узоры. Как будто фигурная резьба. Если приглядеться, то он похож на корону... Или венец. Подожди, Андрей! Неужели это Знаменская церковь в Дубровицах?!
— Всё верно, Аллочка. Это именно она — знаменитая церковь с короной. Летом 1923 года Аристарх Васильевич Лентулов проехался по Подмосковью. Побывал, в том числе и в Дубровицах. Конечно, он не мог не запечатлеть на холсте живописные виды этого тихого уголка. И его главную достопримечательность и святыню — храм Знамения Пресвятой Богородицы.
— Вот, теперь мне даже странно, что я не сразу его узнала. Впрочем, это, наверное, потому что картина написана в особой технике, крупными, отрывистыми, густыми мазками. И нужно немного времени, чтобы настроиться на восприятие. Кстати, ты говорил, что Лентулов был кубистом. Но полотно, хоть и необычное, однако выполнено явно не в этом стиле.
— К 1923-му году, когда создавалась эта картина, Лентулов от кубизма уже отошёл. Картина «После грозы» написана в технике, близкой к французскому импрессионизму. Чистые и яркие краски, энергичные мазки. Детали сознательно проработаны нечётко, но при этом образы потрясающе глубоко передают атмосферу и настроение полотна.
— Ну конечно, импрессионизм! Я как только взглянула на картину, сразу подумала: есть в ней что-то от Клода Моне...
— В начале ХХ века Лентулов несколько лет провёл в Париже. Общался со многими известными мастерами, учился у них. При этом живопись его, в каком бы направлении он ни работал, всегда оставалась самобытной.
— Андрей, ты говорил, что Лентулов писал собор Василия Блаженного и кремлёвские храмы. И вот здесь, на картине «После грозы» — тоже храм. Интересно, да?
— Аристарх Васильевич был сыном сельского священника. И даже окончил Духовную семинарию. Но сам по духовной стезе не пошёл — почувствовал призвание к живописи. Однако любовь к храму Божьему осталась у Лентулова навсегда. Величественные соборы и маленькие церквушки, монастыри и колокольни можно увидеть едва ли не на каждом полотне художника.
— При этом творил он преимущественно в советское время...
— Да, такой вот парадокс.
— Уверена, картины Лентулова многим дарили тогда свет. И сегодня они продолжают это делать.
— О таланте Лентулова прекрасно сказал художник и критик Александр Бенуа: «Картины его поют и радуют душу». Коллеги называли Аристарха Васильевича художником солнца и радости.
— И ведь правда! Стоит только взглянуть на картину «После грозы». В ней с избытком и того, и другого.
— Конечно, лучше увидеть её в подлиннике, в Пензенском художественном музее имени Константина Савицкого. Кстати, Аллочка, посмотри — тучи совсем разошлись, солнце пригрело. Может быть, попьём чай в саду?
— Чудесная мысль. Там так теперь хорошо после грозы!
Картину Аристарха Лентулова «После грозы» можно увидеть в Пензенском художественном музее имени Константина Савицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер