Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну вот, Андрюша, мы с тобой и открыли дачный сезон! Как же хорошо за городом! Даже гроза меня не расстроила. Погромыхало немного, зато деревья и травы как будто улыбаются, умытые ливнем. Ещё прекраснее и ярче пахнет сирень. Птицы на все голоса радуются, что солнце снова показалось из-за туч...
— Аллочка, ты говоришь прямо как поэт!
— Это меня так свежий воздух окрыляет.
— Да, природа, обновлённая грозой, прекрасна! Недаром её так любили художники. И бросались к мольберту, чтобы запечатлеть особый, чудесный, мягкий свет, который приходит на смену ненастью. Подобные сюжеты можно встретить в творчестве многих живописцев.
— А у тебя, Андрей, есть любимая картина на эту тему?
— Что ж, пожалуй... Я как раз захватил с собой альбом с репродукциями художника Аристарха Лентулова... Так что сейчас, Аллочка, я тебе покажу одно из моих любимых полотен. Вот, посмотри, пожалуйста. Эта его работа 1923-го года. Она так и называется: «После грозы». Подлинник находится в Пензенском художественном музее имени Константина Савицкого.
— Даже по репродукции видно, какой потрясающий на картине свет! Лучи солнца пробиваются из-за туч и золотят кроны деревьев. В их листве ещё шумят капли дождя, но гроза уже отступила. И на фоне убегающих вдаль лиловых облаков тонкой свечой белеет церковь с высоким куполом.
— Знаешь, Аллочка, каждый раз, когда я смотрю на это полотно, я словно чувствую под ногами рыхлую от дождя землю, и траву́, согнувшуюся под тяжестью дождевых капель. Помнишь то засушливое лето, когда под Москвой загорелись торфяные болота?
— Ещё бы! Даже в городе стоял такой смог, что трудно было дышать.
— Мне тогда очень помогала эта картина. Я часто смотрел на неё, и как будто вдыхал воздух, напоённый дождём, слышал ворчание уходящей грозы. Не поверишь, но становилось легче!
— Верю, очень даже верю! Художник сумел создать потрясающий эффект присутствия. Кстати, как, ты сказал, его зовут?
— Аристарх Васильевич Лентулов. Он считается одним из основоположников русского авангарда в живописи. Был представителем художественного течения кубизма. И даже написал в этом своеобразном стиле Собор Василия Блаженного и кремлёвскую колокольню Ивана Великого.
— Кстати, Андрюша, а вот эта колокольня на картине, которая виднеется сквозь омытую дождём зелень — не Иван Великий, случайно? Очень похоже.
— Согласен, с первого взгляда можно так подумать. Но — нет, это не он.
— А какой же тогда храм запечатлел художник на своём полотне?
— Думаю, Аллочка, ты сама сейчас и ответишь на свой вопрос. Посмотри внимательно на купол.
— Смотрю... На нём, кажется, есть какие-то узоры. Как будто фигурная резьба. Если приглядеться, то он похож на корону... Или венец. Подожди, Андрей! Неужели это Знаменская церковь в Дубровицах?!
— Всё верно, Аллочка. Это именно она — знаменитая церковь с короной. Летом 1923 года Аристарх Васильевич Лентулов проехался по Подмосковью. Побывал, в том числе и в Дубровицах. Конечно, он не мог не запечатлеть на холсте живописные виды этого тихого уголка. И его главную достопримечательность и святыню — храм Знамения Пресвятой Богородицы.
— Вот, теперь мне даже странно, что я не сразу его узнала. Впрочем, это, наверное, потому что картина написана в особой технике, крупными, отрывистыми, густыми мазками. И нужно немного времени, чтобы настроиться на восприятие. Кстати, ты говорил, что Лентулов был кубистом. Но полотно, хоть и необычное, однако выполнено явно не в этом стиле.
— К 1923-му году, когда создавалась эта картина, Лентулов от кубизма уже отошёл. Картина «После грозы» написана в технике, близкой к французскому импрессионизму. Чистые и яркие краски, энергичные мазки. Детали сознательно проработаны нечётко, но при этом образы потрясающе глубоко передают атмосферу и настроение полотна.
— Ну конечно, импрессионизм! Я как только взглянула на картину, сразу подумала: есть в ней что-то от Клода Моне...
— В начале ХХ века Лентулов несколько лет провёл в Париже. Общался со многими известными мастерами, учился у них. При этом живопись его, в каком бы направлении он ни работал, всегда оставалась самобытной.
— Андрей, ты говорил, что Лентулов писал собор Василия Блаженного и кремлёвские храмы. И вот здесь, на картине «После грозы» — тоже храм. Интересно, да?
— Аристарх Васильевич был сыном сельского священника. И даже окончил Духовную семинарию. Но сам по духовной стезе не пошёл — почувствовал призвание к живописи. Однако любовь к храму Божьему осталась у Лентулова навсегда. Величественные соборы и маленькие церквушки, монастыри и колокольни можно увидеть едва ли не на каждом полотне художника.
— При этом творил он преимущественно в советское время...
— Да, такой вот парадокс.
— Уверена, картины Лентулова многим дарили тогда свет. И сегодня они продолжают это делать.
— О таланте Лентулова прекрасно сказал художник и критик Александр Бенуа: «Картины его поют и радуют душу». Коллеги называли Аристарха Васильевича художником солнца и радости.
— И ведь правда! Стоит только взглянуть на картину «После грозы». В ней с избытком и того, и другого.
— Конечно, лучше увидеть её в подлиннике, в Пензенском художественном музее имени Константина Савицкого. Кстати, Аллочка, посмотри — тучи совсем разошлись, солнце пригрело. Может быть, попьём чай в саду?
— Чудесная мысль. Там так теперь хорошо после грозы!
Картину Аристарха Лентулова «После грозы» можно увидеть в Пензенском художественном музее имени Константина Савицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Как кузнечик проучил тигра

Фото: PxHere
Жил в горах тигр, который называл себя Хозяином гор. Это был страшный зверь: сильный, хитрый, и прожорливый.
Повадился он спускаться в долину и в деревне выискивать лёгкую добычу: то молодого ослика схватит, то поросёнка унесёт. Испугались крестьяне не на шутку: перетаскает тигр весь скот, начнёт ведь и на людей бросаться!
Один храбрый молодой охотник придумал, как избавить односельчан от коварного зверя. Спустился в очередной раз Хозяин гор ночью в залитую лунным светом долину, стал подкрадываться к домам, как вдруг заметил на куче сухого валежника кролика. Тигр грозно ударил хвостом, прыгнул на кролика — и провалился в глубокую яму. Это была охотничья ловушка с чучелом кролика, прикрытая ворохом веток и сухих листьев.
Всю ночь просидел тигр в яме, а наутро увидев наверху человека, стал умолять жалобным голосом:
— Только не убивайте меня! Я обещаю никогда больше не делать людям зла. Выпусти меня из ловушки, и я навсегда забуду дорогу к человеческому жилью.
Поверил тигру молодой охотник и опустил на дно ямы ствол гладкого дерева. Зверь выбрался из ловушки, и, оскалив зубы, прорычал:
— А теперь, человек, прощайся с жизнью! За ночь я очень проголодался. Жаль, что здесь, кроме нас, никого нет. А то тебе всякий бы сказал, что я— самый сильный, ловкий и гораздо хитрее человека.
— Здесь есть я, — вдруг послышался голос кузнечика, которого никто не заметил в густой траве. — Я всё слышал и готов подтвердить твою силу и ловкость, если человек измерит глубину этой ямы, очень занимает меня этот вопрос.
— Можно я сбегаю домой за верёвкой? — обрадовался охотник.
— Нет! — зарычал тигр, — вдруг ты назад не вернешься?
— Тогда ты меня прихлопнешь, — сказал кузнечик. — Посуди сам: стану ли я рисковать жизнью ради незнакомого мне человека?
— Ну, хорошо, — проворчал тигр. — Только пусть он скорее возвращается, я очень проголодался.
Тигр и кузнечик сели под деревом и стали ждать. Но когда через час охотник не вернулся, Хозяин гор в ярости зарычал:
— Ты обманул меня! Теперь от тебя останется мокрое место.
— Позвольте мне сначала взобраться к вам на спину, — попросил кузнечик. — Я посмотрю, не возвращается ли человек.
Он запрыгнул тигру на спину и прострекотал:
— Хозяин гор не может быть таким неблагодарным, злым и коварным. Я видел, что ты обманул человека. Но это вовсе не значит, что ты самый хитрый и ловкий.
Тигр поднялся на задние лапы, чтобы сбросить с себя кузнечика, а тот — прыг! прыг! Прыг — по его спине, потом по хвосту спустился на землю и скрылся в зарослях. Теперь его невозможно было разглядеть в густой траве.
Ведь кузнечик такой зелёный и маленький! Зато справедливый и храбрый: и человека спас, и тигра-обманщика проучил. Будет тому впредь наука!( по мотивам корейской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Чудесные узелки

Фото: Piqsels
Однажды отправились рыбаки к далёкому острову ловить рыбу. Дул попутный ветер, и они скоро добрались до места. Наловили возле острова много рыбы и стали подумывать о возвращении. Повернули свои лодки носом к большой земле и принялись грести. Но тут вдруг поднялся сильный ветер и понёс рыбаков обратно к острову. Ветер всё дул и дул, и не похоже было, что он собирается утихнуть.
Пристали рыбаки к острову и увидели избушку. В этой избушке жил седобородый старик. Попросились они к нему на ночлег.
— Вы откуда? Куда путь держите? — стал расспрашивать хозяин.
— Мы с большой земли. Ловили возле острова рыбу. Хотели вернуться домой, а тут поднялся встречный ветер и погнал нас обратно к острову. Ветер такой, что и думать нечего о возвращении, — отвечают ему рыбаки.
Говорит им тогда старик:
— Я помогу вам вернуться, если вы умеете держать слово.
Рыбаки отвечают:
— Слово мы сдержим, только помоги.
Тогда старик снял со стены веревку, на которой было три узла, дал её рыбакам и сказал:
— Идите, готовьте лодки, а как приготовите, развяжите на веревке первый узел. Сразу поднимется попутный ветер. В мгновение ока отнесёт он вас далеко от острова. На половине пути развяжите второй узел. А третий узел можно развязывать только на берегу. В море, смотрите, не развязывайте.
Рыбаки взяли веревку, поблагодарили старика и решили выйти в море рано утром.
Садятся они утром в лодки и все ещё не верят словам старика, посмеиваются.
— Поможет нам эта веревка! Как же! Но почему бы не попробовать?
Спустили рыбаки лодки и развязали первый узел. И вот чудо! Откуда ни возьмись, поднялся сильный попутный ветер. Лодки так и режут воду, только волны за ними пенятся.
На половине пути рыбаки развязали второй узел. Лодки полетели ещё быстрее. До большой земли совсем недалеко, уже крыши домов видно.
У самого берега решили рыбаки развязать и третий узел.
— Погодите, — вспомнил один рыбак. — Ведь старик с острова велел развязывать третий узел только на берегу. Не то беда может случиться.
Но товарищи не слушали его, им не терпелось с попутным ветром поскорее попасть домой.
— Какая ещё беда? Мы же совсем близко от берега, — сказали они и развязали третий узел.
В тот же миг ветер переменился и погнал лодку обратно к острову.
Рыбаки изо всех сил гребли к материку, но заветный берег не приближался. Ох, и ругали они себя весь день, пока бились с волнами и встречным ветром! Утром до дома было рукой подать, а теперь только глубокой ночью им с трудом удалось добраться до места.
Верёвку, которую дал старик с острова, рыбаки сохранили на память, чтобы детям историю про чудесные узелки рассказывать. А под конец всегда прибавляли: если дал слово — держи, оно должно быть крепче морского узла.
(по мотивам эстонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Умница Кабир

Фото: PxHere
Когда-то давным-давно жили в дальнем ауле старик со старухой. У них был единственный сын Кабир. Родители хотели, чтобы он в жизни горя не знал и стал богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей, велели идти в ближайший город и научиться торговать.
Но Кабир мечтал совсем о другом — получить знания в науках и искусстве.
Пришел мальчик в город, и вдруг услышал, как глашатай возвещает на улице:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к учителю письма!
Кабир тут же отправился по указанному адресу и условился за сто рублей обучаться письму. Он научился писать прекрасным почерком и через год возвратился к родителям. Мать с отцом были очень огорчены, что их сын так и не научился торговать.
Набрали стрик со старухой ещё сто рублей, и опять отправили сына в город, чтобы тот узнал способы пускать деньги в оборот с выгодой.
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к искусному скрипачу! — услышал Кабир на базарной площади. Мальчик отправился к учителю музыки, заплатил сто рублей и через год научился играть на скрипке так, что любой мог заслушаться.
Ох, и расстроились родители, узнав, что сын опять истратил деньги, как им казалось, на пустяки. Теперь они совсем стали бедняками.
— Я верну деньги, которые потратил на учёбу, — сказал Кабир, когда подрос.
Юноша отправился на заработки в столицу, и остановился переночевать в гостинице. Ночью ему не спалось, он вышел на улицу и обратил внимание, что в одном большом доме до сих пор горит свет.
— Там живёт правитель города. Он страдает бессонницей и не может заснуть, пока ему не сыграют на скрипке, — сказал ночной сторож. — Но городские музыканты только сердят его своей игрой...
Кабир отправился во дворец и попросил разрешения сыграть в спальных покоях правителя. Юноша играл так хорошо, что повелитель пришёл в прекрасное расположение духа и впервые за долгое время заснул с улыбкой на губах.
Наутро он позвал Кабира к себе и объявил:
— Я назначаю тебя придворным скрипачом. Мой писарь заболел, но уже завтра я продиктую указ, чтобы тебе назначили хорошее жалование, дали новую одежду и поселили во дворце.
— Благодарю, мой господин! Но зачем ждать завтрашнего дня? Я могу сам всё написать под вашу диктовку, — ответил юноша с вежливым поклоном.
— Откуда ты взялся, такой умница? — восхитился повелитель, когда увидел почерк Кабира и его начитанность. Вскоре он назначил его главным визирем.
Первым делом Кабир открыл в столице бесплатные школы для бедных детей и забрал во дворец родителей.
«Знания в науках и искусстве — вот главное богатство в жизни», — говорили старики соседям, покидая аул.
(по мотивам башкирской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



