Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 1
Крестовоздвижение - один из двенадцати самых важных христианских праздников. Их еще называют двунадесятыми. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Но Воздвижение Креста Господня выделяется из этой череды. Формально события, которые Церковь вспоминает в эти дни, произошли четыре века спустя после Крестных страданий Христа и Его Воскресения. В триста пятом году в Римской империи воцарился Константин Великий. Он прекратил гонения на христиан, поддерживал церкви и общины. Его мать, царица Елена, отправилась в Святую землю, чтобы установить - где именно происходили евангельские события. За триста лет в Иерусалиме все изменилось. Город не раз разрушался, перестраивался и переименовывался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Доверенные лица царицы Елены опрашивали местных жителей. Им удалось установить приблизительное место страданий Спасителя. Там начались раскопки. По преданию, было обнаружено три креста. Чудо помогло установить какой из них - Распятие Христово. В это время мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 2
В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковь еще раз вспоминает страдания Христовы. Поводом для этого стали археологические исследования, которые в начале четвертого века провела царица Елена, мать императора Константина Великого. Этот император прекратил гонения на христиан, подписал Эдит о веротерпимости и все время правления поддерживал христианскую церковь. Он поручил своей матери найти свидетельства земной жизни и проповеди Спасителя. Елена отправилась в Иерусалим. Город сильно изменился за прошедшие триста лет. На месте многих христианских святынь были сооружены языческие храмы. В процессе поисков были не раз явлены настоящие чудеса. Так одно из трех обнаруженных распятий чудесным образом исцелило мертвого. Всем стало понятно что вот оно - Истинное Древо Креста Господня, орудие страданий и в то же время - спасения. Крест был поднят - то есть воздвигнут - для всеобщего обозрения и поклонения. Это событие христиане вспоминают теперь каждый год. По традиции в этот день установлен строгий пост.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 3
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник, то есть одно из двенадцати наиболее значимых христианских торжеств. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, орудие казни Спасителя было утеряно. В семидесятом году римские войска разрушили Иерусалим. На месте Голгофы и Пещеры Гроба Господня были построены языческие храмы. В начале четвертого века император Константин Великий распорядился найти свидетельства земной жизни Спасителя. На поиски отправилась его мать, царица Елена. Особое значение для Константина имел Святой Крест - орудие позорной казни, и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение креста. Он нанес его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами. Елене удалось обнаружить Истинное Древо Распятия Христова. Она также отдала распоряжение о начале строительства в Иерусалиме Храма Гроба Господня. С четвертого века христиане стали праздновать Крестовоздвижение.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Ч. 4
Крест, на котором был распят Спаситель, для верующих не только символ позорной несправедливой казни безгрешного Сына Божия. Это еще и великая святыня - символ спасения всего рода человеческого от власти греха и смерти. Поэтому в православной календаре много дат связано с этой святыней. Одной из наиболее значимых является Крестовоздвижение. Этот праздник входит в число двенадцати наиболее важных. По преданию в этот день в триста двадцать шестом году Истинное Древо Креста Господня вернулось из забвения. Его обнаружила экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она отыскала Голгофу и пещеру Гроба Господня. На этом месте началось строительство большого храма Воскресения. А само Распятие патриарх Иерусалимский Макарий поднял для поклонения народа. Он повернул его на все части света и словно благословил весь мир. С четвертого века верующие в этот день вспоминают Крестные страдания и жертву Спасителя и поклоняются Его Животворящему Кресту.
Деяния святых апостолов

Деян., 33 зач., XIII, 25-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Один из самых распространённых призывов сегодня, это призыв к лидерству. В сети можно найти массу статей, книг и видеороликов, в которых подробно расписывается путь к тому, чтобы стать лидером. А как к стремлению быть лидером относится христианство? Прикровенный ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 13-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
Некоторое время назад я встречался со школьниками и, кроме всего прочего, обсуждал с ними тему лидерства. Многие из них уже были захвачены этой идеей, хотя пока ещё, конечно, в теоретическом, а не в практическом плане. То есть они мечтали быть лидерами, потому что им рассказали и даже показали, как это здорово и перспективно... Но я, в свою очередь, спросил их, могут ли все быть лидерами? И если все устремятся к лидерству, кто будет делать обычную работу: печь хлеб, проверять тетради, вести приём в поликлинике? И считают ли они жизнь того, кто лидером не стал, бессмысленной и никчёмной? Конечно, я не рассчитывал услышать ответы, но мне было важно, чтобы они задумались. Ведь для любого, кто задумается, станет ясно, что все лидерами быть не могут, но, если все будут хотеть только этого, жизнь превратится в бесконечную борьбу с огромным числом аутсайдеров, которые поставив себе ложную цель, прошли мимо того, что у них действительно хорошо получалось. Например, мимо достойной созидательной профессии, которая не только даст им возможность совершать множество небольших, но по-настоящему добрых дел, каждый день, но и сделает их жизнь осмысленной.
В контексте разговора о лидерстве сегодняшний отрывок из книги Деяний апостольских звучит удивительно. На первый взгляд в нём, конечно, ни о каком лидерстве не говорится. Зато в нём мы слышим об Иоанне Предтече, которого многие почитали не только как пророка, но и как мессию, то есть политического лидера, и который всем публично говорил, что никаким мессией не является. Можно себе представить, что стал бы ему говорить автор какого-нибудь популярного подкаста про лидерство: мессианство практически у тебя в кармане, народное почитание есть, знание традиции есть, осталось добавить немного амбиций и можно смело делать карьеру. Выраженное в современных терминах, такое предложение звучит особенно нелепо, но суть его была бы понятна многим: не упускай свой шанс подняться как можно выше. Однако Иоанну всё это не нужно, потому что его цель не забраться повыше, но сделать свою работу максимально хорошо. И если он предтеча, он будет вести людей к настоящему Мессии, которого ожидал так же, как и все его соплеменники.
Эта позиция Иоанна Крестителя может стать примером для подражания не только в духовной сфере, в которой единственным главой действительно был, есть и будет Христос Спаситель. Она показывает, что с христианской точки зрения цель должна заключаться не в том, чтобы всех обойти, но в том, чтобы хорошо сделать свою работу, исполнив своё предназначение. Приведёт тебя Бог в руководители — руководи старательно и ответственно, но не считай свою жизнь бессмысленной, если даже в самой неприметной деятельности тебе удаётся делать добро.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бесплатное обучение и стажировка в сфере IT для школьников от фонда «Будущие лидеры»

«КОД» — это бесплатный образовательный онлайн-проект для молодых людей из малонаселённых городов России, созданный фондом «Будущие лидеры». Проект даёт возможность ребятам от 14 до 17 лет освоить программирование и дизайн, попасть на стажировку в айти-компании и найти первую работу.
17-летняя Кристина Ломонос, студентка Симферопольского колледжа радиоэлектроники, познакомилась с «КОДом» чуть больше года назад. Она подала заявку на участие в проекте и прошла конкурсный отбор. Благодаря этому в жизни Кристины произошли кардинальные перемены. Девушка успешно окончила первый этап обучения и недавно перешла на второй. За это время Кристина освоила программирование с нуля, и её пригласили на стажировку в Санкт-Петербург. Там талантливую девушку заметили и предложили ей вакансию в одной из крупных айти-компаний. Сейчас Кристина совмещает работу, обучение в колледж и участие в проекте «КОД». Она продолжает развиваться в выбранном направлении и планирует совершенствовать свои навыки. Кристина от всей души желает другим ребятам верить в свои силы и не пасовать перед трудностями.

Сейчас образовательный онлайн-проект «КОД» вновь принимает заявки на обучение от молодых людей. Регистрация участников продлится до 30 сентября. Узнать об этом больше можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний Сурожский — богословие и психология». Борис Братусь

У нас в студии был доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, декан факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова Борис Братусь.
Разговор шел о наследии митрополита Антония Сурожского, в частности, о психологических аспектах его богословия, а также о том, как владыка Антоний строил отношения с прихожанами и какие советы давал в различных ситуациях.
Владыка Антоний говорил о ценности настоящего момента — вспоминая угрозу своего ареста, он отмечал, что тогда не было ни прошлого, ни будущего, а только подлинная глубина встречи «здесь и сейчас». Он писал и о том, что жизнь нельзя прожить как черновик, рассчитывая переписать её заново.
Наш гость в беседе подчёркивает: в основе служения психолога не техника и не набор методик — одних их недостаточно. Настоящая работа рождается из личной ответственности перед Богом и человеком, из способности услышать ближнего и быть рядом с ним. Этому владыка Антоний умел учить своим словом и примером.
В финале звучат слова о полноте человеческой жизни, которая открывается как путь и как привал: мгновения, в которых неожиданно открывается истина о человеке и его встрече с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл.Антония о вере и сомнениях (эфир 08.09.2025).
Вторая беседа с Петром Михайловым была посвящена размышлениям вл.Антония о Церкве и Символе веры (эфир 09.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер