
Все мы в детстве читали забавные стихи про буквы в красочных азбуках. Так почему же в первый класс дети идут не с азбукой, а с букварём, чем отличаются эти две полезные книги?
Дело в том, что азбука является перечнем букв, которые необходимо изучить. А букварь — пособие для чтения, он может содержать и буквы, и слоги, и целые фразы. По букварю мы учимся читать слова и предложения, он даёт навыки понимания текста.
Азбука и букварь появились в разное время: азбука в XIII веке, а букварь в XVI, тогда и стали выпускать пособия с таким названием.
Интересно, что хотя в обоих словах есть звукосочетание «бук», но происхождение у них разное. Слово азбука, как известно, называется по первым буквам славянского алфавита — «аз» и «буки». А вот букварь происходит от слова «буква», которое в свою очередь восходит не к славянской «буки», а, по сведениям «Этимологического словаря» Григория Крылова, произошло от германского «boka». И связано с названием дерева бук — из него раньше изготавливали дощечки для письма.
Первое печатное пособие для изучения старославянского языка было издано Иваном Фёдоровым в 1574 году. Книга не имела названия, поэтому её иногда называют как азбукой, так и букварём. В книге, помимо изображения букв, содержались элементы старославянской грамматики и упражнения для чтения.
Первым букварём именно с таким названием считается издание Василия Бурцова в 1634 году. Оно так и именовалось — «Букварь языка словенска».
Затем появлялись самые разные издания букварей — и в период петровской реформы русского языка, и в 1918 году — на этапе ещё одной реформы, отменившей, в частности, буквы «ять» и «ерь».
В XX веке для школьников были выпущены несколько изданий, наполненных великолепными картинками, текстами и стихами. Для современных азбук и букварей работали многие детские поэты, такие как Елена Благинина, Борис Заходер, Генрих Сапгир. Писатель Сергей Козлов, автор «Ёжика в тумане», сочинил весёлую азбуку. Вот, например, о букве Е:
Ехал ельничком енот,
Ел с колбаской бутерброд.
Все выпуски программы: Сила слова
- Как появились анекдоты и зачем они нужны
- Используем ли мы сегодня старославянский язык
- Есть ли у языка начальник и можно ли контролировать развитие языка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О помощи Божьей в искушениях

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил».
О помощи Божьей в искушениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем эти слова святого апостола Павла, мы должны помнить о том, что Господь прежде прошения нашего знает любую нашу нужду.
И в Скитском патерике есть такая история: преподобный Антоний Великий был искушаем бесами и, победив их, спросил у явившегося ему Господа, а где же Тот был, когда преподобного искушали бесы? На что Господь ему сказал: «Я был здесь, рядом с тобой».
И святой апостол Павел напоминает нам об этом как раз, что Господь не даёт испытаний выше сил, выше меры.
Если мы бываем обуреваемы искушениями, то должны помолиться Богу, попросить Его помощи с верой и надеждой. И Господь непременно подаст нам эту помощь, укрепит нас, вдохновит нас и подаст силы к дальнейшему шествию по пути христианской жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема