У нас в гостях был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
В день Покрова Пресвятой Богородицы мы говорили с нашим гостем о смыслах и значении этого праздника, а также о том, почему так много церковных празднеств посвящено именно Божией Матери.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте! «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю нашего гостя — в ближайший час эту часть светлого вечера вместе с нами и вместе с вами проведет священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области и руководитель социального отдела Гатчинской епархии — добрый вечер!
Свящ. Алексей:
— Добрый вечер, дорогие радиослушатели!
А. Пичугин:
— Мы поздравляем Вас с замечательным праздником, который у нас сегодня отмечается, один из самых любимых церковных праздников, о котором сложено очень много каких-то народных примет. Праздник этот действительно, мне кажется, так любим, что даже если человек не имеет особого отношения к церкви, он как-то про Покров всегда знает. Разбуди любого жителя России — он вам обязательно скажет, что на Покров первый снег должен выпасть... Ну уж тут каждый год по-разному — то выпадает, то не выпадает. То зимы ждала-ждала природа, и все это случается только в январе; то у нас уже сугробы на Покров иногда наметает... Ну вот, поздравляем Вас с чудесным праздником, сегодня будем про него говорить.
Отец Алексей, я так понимаю, что в Вашей жизни праздник этот еще и достаточно личный — в том плане, что у Вас пять храмов. Мы Вас представляем как настоятеля храма равноапостольного князя Владимира в Коммунаре, но Вы говорите, у Вас пять храмов, и один из них — покровский...
Свящ. Алексей:
— Да, действительно — один из храмов, который приписан к нашему храму князя Владимира, является Покровским. И для меня Покров Божией Матери — это тоже особый день. Потому что мой первенец — мой первый сын родился на Покров...
А. Пичугин:
— И я Вас поздравляю... Вот говорю, хотел сказать — личный праздник; а потом думаю — нет, все-таки личный, наверное, не совсем правильно...Нет, личный!
Свящ. Алексей:
— Да, безусловно, личный. Я прекрасно помню этот день, когда я, будучи дьяконом, совершал как раз таинство венчания... ну, участвовал в таинстве венчания, да. И мне сообщили такую радостную весть, что вот родился мой первый сын... И это действительно такое теплое благодарное чувство, когда ты, обращаясь к Господу, обращаясь к Божией Матери, прославляешь их... Столько благодарности, столько любви, сколько дарит Пресвятая Богородица нам, православным христианам, наверное, трудно себе даже представить. Это можно только почувствовать, причем почувствовать, именно когда это есть в твоей жизни, и это проходит через нее и дает особое такое вдохновение...
А. Пичугин:
— А сколько лет уже сыну?
Свящ. Алексей:
— Сыну уже сейчас будет 17 лет... С тех пор уже прошло довольно много времени. Но тем не менее, до сих пор этот праздник в нашей семье имеет особую такую коннотацию, особое содержание, особую радость. Мы Покров Пресвятой Богородицы всегда прославляем. Конечно же, на Покров Пресвятой Богородицы, делясь этим праздником, мы стараемся привлечь гораздо больше людей. И не только в рамках нашего церковного богослужения, не только в рамках нашего храмового праздника...
В нашем городе, например, всегда Покровский праздник отмечается конкурсами и концертами в нашей музыкальной школе, в нашей школе искусств. И действительно, у нас даже был такой конкурс, результаты которого висят до сих пор на билбордах нашего города. Называется «Коммунар под Покровом». То есть, не просто это вот большой серьезный праздник, а это именно такой лейтмотив, который идет через всю нашу духовную жизнь и дает вот такое вдохновение, великую сопричастность к тому Покрову, который Матерь Божия простирает над всеми верующими...
Но наверное, нам с вами, говоря о Покрове, следует все-таки немножко, два слова сказать об истории этого праздника...
А. Пичугин:
— Да... Сейчас об истории скажем. Тем более, что история этого праздника и установление этого праздника — это такая темная достаточно вода. Мало кто может с уверенностью сказать что про одно событие, что про другое. Но вот тем не менее, насколько бы легендарной сама история, из Константинополя идущая, из начала 10 века, ни была, все равно у нас есть какое-то теплое вот у христиан ощущение — мы даже часто так достаточно в молитвах говорим: «Пресвятая Владычице, покрый нас честным Твоим омофором...» — ну как бы вот обращаясь к Божией Матери с какими-то личными просьбами. И это все идет именно от истории самого праздника Покрова...
Свящ. Алексей:
— Да, действительно. Вообще Константинополь до своего падения имел великое множество праздников, посвященных Божией Матери. И любое заступничество Пресвятой Богородицы верующие православные греки старались всецело воспеть. И этот праздник, праздник Покрова — он, безусловно, имеет своей историей то, что Константинополь в 10 веке был избавлен от нашествия иноплеменных языков, которые должны были взять город, но по молитве всего народа, по обращению Божией Матери во Влахернском храме свершилось это великое чудо, которое у нас неоднократно записано и свидетельствуется в житиях святых о том, что святой блаженный Андрей...
А. Пичугин:
— Андрей Юродивый, да...
Свящ. Алексей:
— Андрей Юродивый и его ученик блаженный Епифаний стали свидетелями того, как Пресвятая Богородица вошла в храм в сопровождении Иоанна Богослова, в сопровождении Иоанна Пророка — Предтечи Господня... Это великое чудо, которое было им явлено за святость их жизни. Оно было ими засвидетельствовано, и главным свидетельством этого чуда стало то, что город был избавлен — был избавлен от нашествия вот этих иноплеменных языков. И с тех пор это событие стало прославляться, и оно стало основой того праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который мы с вами сейчас знаем и который пришел к нам на Русь...
А. Пичугин:
— Интересно, что нету какого-то единого взгляда на то, кто конкретно осаждал Константинополь. Константинополь частенько осаждали, с разной степенью успешности, но все-таки чаще не успешно. А осаждали его русы, осаждали его болгары, осаждали его сарацины... И вот кто конкретно в тот момент осаждал его — наши ли... ну, так можно сказать, соотечественники (хотя это не совсем соотечественники, поскольку сложно как-то себя ассоциировать с народом, жившим более 1000 лет назад). Были ли это сарацины, был ли это еще кто-то...
Но сам факт — что этот праздник действительно встал в ряд с другими важными для Константинополя праздниками — а их было великое множество, и богородичных — очень в Константинополе почитали Богородицу...
И вот было Изнесение Древ Животворящего Креста — тоже относительно недавно отмечали, еще пока помню... Это же тоже один из таких вот праздников, которые постоянно отмечались в Константинополе? Вот Изнесение Древ — это у нас конец теплого времени года, а у них это, в общем, достаточно жаркое время, когда эпидемии осаждали Константинополь, и вот они с эпидемиями таким образом пытались бороться...
А любопытно, что нет этого праздника в других поместных церквях. Он стал вот — почему говорю «очень русский праздник» — еще ведь потому, что никто кроме русской церкви Покров не отмечает. Или же, вернее как — отмечает, но... Даже — не помню у кого, у греков вроде — есть полиелейная служба на Покров. Но она какая-то такая очень... Опять же, в череде других праздников — сколько у нас полиелейных служб... Вот здесь, наверное, надо пояснить, что такое полиелейная служба, а то я как-то...
Свящ. Алексей:
— Ну, полиелейная служба — это служба, на которой совершается помазание святым елеем. Это такая более расширенная служба по сравнению с повседневной, и действительно... Но в любом случае, это не настолько...
А. Пичугин:
— Большой праздник...
Свящ. Алексей:
— Да, не настолько большой праздник, как великий праздник Покрова, которым он стал на нашей русской земле. И действительно, может быть, не столь важно, кто нападал на Константинополь; не столь важно, какими путями этот праздник попал на русскую землю, хотя...
А. Пичугин:
— Для историков это интересно!
Свящ. Алексей:
— Ну, это понятно. Это интересно для историков... И здесь, конечно, они нам безусловно приведут имя Андрея Боголюбского, который немало потрудился для того, чтобы праздник Покрова на русской земле чествовался особым образом...
А. Пичугин:
— Храм у нас есть...
Свящ. Алексей:
— Храм Покрова-на-Нерли — это, конечно, великолепное такое чудо 12 века, которое действительно до сих пор является символом Владимирской земли. Да и не только Владимирской...
А. Пичугин:
— Да и вообще такой российский символ...
Свящ. Алексей:
— Да, российский символ важный... И самое важное, что люди, приняв в сердце этот праздник, они его пронесли по всей нашей русской земле, они его сохранили и они его даже возвеличили. Потому что, действительно, самая главная такая идея, самая главная причина, по которой этот праздник стал для нас родным и близким — это особое чувство близости Пресвятой Богородицы к нашей русской земле. Ее участие во всех наших делах, во всех наших молитвах, во всех наших свершениях.
Сколько совершалось великих чудес, когда Богородица избавляла нашу землю от нашествия иноплеменных языков... Поэтому Покров Божией Матери — это особый такой наш внутренний символ, который буквально вошел во всю историю. Он вошел прямо в сущность русского народа, и он эту сущность действительно выполняет. И всегда резонирует наша русская душа, когда мы слышим об этом празднике Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Поэтому именно в Ее честь не только один храм Покрова-на-Нерли — великое множество храмов в ее честь названо...
А. Пичугин:
— А можно здесь, кстати — простите, что перебиваю Вас — все-таки два слова, уйти в историю... Ну, опять же, мне кажется, это важно, как и почему этот праздник распространялся. Потому что если бы просто построили один храм Покрова-на-Нерли, то, наверное... Ну, вот стоит храм Покрова, да... У нас есть некоторые храмы, посвященные не очень известным праздникам, событиям, или малоизвестным святым — но их мало, и если спросить человека про... Про Антипу, например — епископа Антипу Пергамского: кто это был? Да мало кто из прихожан этого храма расскажет...
Свящ. Алексей:
— Ну да... Ну у нас, например, есть один из храмов в честь Моисея Мурина — не каждый человек знает. Во всяком случае, Николая Чудотворца со святителем Спиридоном знают гораздо больше людей...
А. Пичугин:
— А тоже интересная история: ведь до революции святителя Спиридона в России знали плохо. В Москве... Я за всю империю не поручусь, но в Москве был один-единственный храм. Он до наших дней не сохранился, был он недалеко от Лубянки, там сейчас здание Высшей школы экономики. А вот других храмов, ему посвященных, я что-то даже не припомню.
А уже после перестройки, когда народ поехал в Грецию, когда народ стал ездить к мощам, познакомился с греческой традицией почитания святителя Спиридона — тогда к нам он вернулся и стал одним из самых... Вы лучше меня помните, и я тоже прекрасно помню — это почитание практически наравне с Николаем Чудотворцем...
Свящ. Алексей:
— Да, это действительно так. Но тут, конечно, народное сердце в этом отн оно всегда отзывается, когда святой слышит — ну, когда молитвы, направленные ко святому... Сейчас, наверное, каждый человек знает, что при затруднении в каких-то жизненных ситуациях, особенно с жилищным вопросом, это уже такая полу-шутка, да — что надо обращаться по всем жилищным вопросам именно к святителю Спиридону Тримифунтскому...
Потому что когда есть народная любовь, есть отзыв и есть такой эмпирический опыт того, что святой слышит, что он быстро откликается на молитвы — тогда народное почитание, оно начинает вот так вот расти. И в этом отношении, конечно, живое ощущение покрова Царицы Небесной над нашей землей — оно тоже... ну, мы его просто чувствуем... Мы просто знаем опытно...
Мы, обращаясь к Богородице, всегда понимаем, что она всегда услышит, поможет, избавит от бед... И это очень важно... Человек, обращаясь к святому, обращаясь к Богородице — он не просто возносит свои молитвы, но он своим сердцем чувствует и тот отклик небесного мира, который дает ему вот такое живое богообщение...
А. Пичугин:
— Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня — священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области и руководитель социального отдела Гатчинской епархии.
Кстати, мы вот говорили про святителя Спиридона, и я вот так задумался... Что люди обычно начинают молиться о каких-то своих конкретных надобностях конкретному святому, когда хотя бы из его жития можно вывести какое-то... ну, какое-то совпадение найти. А я из жития святителя Спиридона так и не вспомню, пожалуй, чтобы что-то там было с домами связано...
Свящ. Алексей:
— С домами, может быть, и не было, но со стадами... Да, он там помогал — и змею в злато превратил, когда человек нуждающийся к нему пришел, и когда там была проблема со скотинушкой, тоже он всегда помогал...
Но тот же современный человек — он, как правило, имеет своей основной проблемой какую? Ипотеку...
А. Пичугин:
— Да...
Свящ. Алексей:
— И конечно, если у человека решается жилищный вопрос... У меня вот тоже он... Если мы говорим про святителя Спиридона — он поучаствовал в моей жизни. Потому что мне тоже когда стал актуальным вопрос, у меня был уже пятый ребенок — у меня сейчас их восемь — мне надо было решать, куда нам все-таки деваться с нашей двухкомнатной квартирой. И я думал обычным образом: просто перепродав ее, взяв какой-то кредит, переехать или в трехкомнатную, или в какой-то таунхаус... То вот совершив молитву святителю Спиридону, буквально на следующий день ко мне подходит прихожанка и говорит: «Батюшка, я уезжаю в Карелию, у меня остается небольшой клочок земли — я хочу его Вам пожертвовать, может, у Вас семья большая, вы, может, там построитесь...». И я прямо воспринял это как дар и благословение, и действительно...
А. Пичугин:
— И построились?
Свящ. Алексей:
— На этом клочке земли и построились уже... Правда, это не так давно было... Ну пять лет мы уже живем...
А. Пичугин:
— Прилично!
Свящ. Алексей:
— Да, и для нас это очень значимо...
А. Пичугин:
— Здорово! Ну вот видите — так тоже бывает!
Свящ. Алексей:
— Так что да, работает...
А. Пичугин:
— А знаете... Опять же, возвращаясь к Вашим храмам — я еще раз напомню, что мы отца Алексея представляем как настоятеля храма Владимирского, но среди прочих (сколько?) четырех еще храмов, которые у отца Алексея есть, есть и Покровский. А они в каком статусе — в стадии строительства? Почему они приписаны к вам?
Свящ. Алексей:
— Они в стадии строительства (некоторые из них) находятся. А некоторые, как вот Покровский храм, находящийся в СНТ Покровское — он, соответственно, имеет довольно небольшое количество прихожан и имеет небольшие проблемы с землей, с оформлением статуса этой земли. Поэтому не всегда храм есть, возможно, построенный — а он, в общем-то, построенный...
А. Пичугин:
— Каменный?
Свящ. Алексей:
— Ну, он из пеноблоков сделан, но считай...
А. Пичугин:
— Каменный...
Свящ. Алексей:
— Каменный, да... Он, соответственно, у нас тоже находится в приписном статусе, потому что так рационально — владыка так решил, так удобнее...
А. Пичугин:
— А кто определяет посвящение храма?
Свящ. Алексей:
— Ну, наверное, в этом сплетаются несколько воль. Есть воля Божия, безусловно. Есть воля человеческая, человеческие пожелания. Есть пожелания тех людей, которые на этот храм жертвуют. Есть пожелания священноначалия, потому что именно оно окончательно определяет все-таки, в честь кого тот или иной храм будет освящен. И в этом отношении, конечно, люди высказывают свое волеизъявление. Они молятся, просят, и если архиерей благословляет — то, соответственно, этот храм будет в честь того или иного святого, или в честь Божией Матери, или в честь каких-то других событий Священной истории...
А. Пичугин:
— Давайте к истории чуть-чуть все-таки вернемся. Так мы начали говорить о том, почему все-таки праздник Покрова стал распространяться на Руси. Я буквально каких-то пару своих соображений хотел высказать... Потому что опять же, если возвращаться к тому моменту, после которого у меня мысль улетела далеко...
Если бы Андрей Боголюбский просто построил один Покровский храм, то наверное бы сам праздник не стал так известен. Но видимо... Видимо, у княжеской династии дома этот праздник действительно был значим. Потому что вскоре в Суздале... Ну как вскоре — спустя двести лет; но все-таки это все древняя Русь; и в Суздале в соседнем строится Покровский монастырь. Мы можем только предполагать, существовали ли еще какие-то Покровские храмы, поскольку известий о них не сохранилось.
Но строится Покровский монастырь с Покровским собором, который был очень значимым монастырем для Рюриковичей. И недаром... А потом дальше уже даже для Романовых... И недаром царские жены туда постригались иногда (а даже чаще всего) насильно. Недаром в этот монастырь делались большие княжеские, великокняжеские вклады.
И таким образом, мы видим еще один очень значимый Покровский монастырь с Покровским храмом. Дальше, после взятия Казани, мы видим, что на Красной площади воздвигается собор Покрова-на-Рву — Василия Блаженного храм, как мы его чаще называем. И тоже Покров! Уже вот какие-то опорные храмовые точки для человека... для городской культуры — а все-таки свою культуру черпали из городов — мы видим, что жители вот этих значимых городов — они все время были вот в этом ореоле праздника Покрова: большой Покровский монастырь, храм Покрова-на-Рву, храм Покрова-на-Нерли... И впоследствии начинают строиться другие большие Покровские храмы. А вот когда Покров приходит в села — это уже более поздняя история. А туда он приходит обязательно, потому что у нас в деревнях и селах чаще всего строились храмы, которые посвящены событиям или святым, отмечающимся не во время полевых работ. Чтобы крестьяне не отрывались от полевых работ. А у нас праздники церковные в деревнях отмечались по три, четыре, пять дней иногда. Даже в советское время их так отмечали... Поэтому Покров, конечно, тут тоже занимает свое место, поскольку все полевые работы уже точно заканчиваются, первый снег может выпасть, и люди могут уже достойно праздник встретить. И отмечать его там два, три, четыре дня — сколько душе угодно православной...
Свящ. Алексей:
— Ну действительно, конечно, когда праздник находится в удобном календаре, людям проще прийти в храм и помолиться. Ну а сам, наверное, смысл Покрова, его распространение по русской земле — именно в том, что мы что прославляем, что мы призываем, то мы и получаем с небесного мира. И если мы прославляем Покров Пресвятой Богородицы и обращаемся за ним, то мы получаем этот Покров. И, как я уже сказал, прежде всего в религиозном мире живет то, что эмпирически подтверждено — люди знают, что ты это попросил, и тебе это дали; обратился — и Господь тебя услышал; попросил заступничества Божией Матери — и Она тебя покрыла от бед и зол. И конечно, сам Покров — он связан, конечно, с тем, что заступничество Богородицы — оно необходимо и чувствительно для рода христианского очень сильно...
А дата празднования Покрова — то, конечно, для крестьянства она очень удобна, когда это совершается уже в то время, когда основные полевые работы закончены, и крестьянин уже — да, готовясь к торжеству зимы, готовясь к тому, чтобы на дровнях обновлять свой путь — он имеет возможность прийти в церковь, привести туда всю свою семью... И этот праздник из церкви принести в свой дом...
А. Пичугин:
— А если так подумать: а для чего нам вообще такое количество праздников, которые посвящены в данном случае Богородице? Мы же отмечаем там, ну ладно: Никола зимний, Никола летний; мы отмечаем чаще всего по одному дню памяти известных святых... А вот Богородице посвящено огромное количество праздников, каждый из которых для православия, или православной церкви в целом, иногда для христианской Церкви в целом — они важны. Рождество, Успение... Огромное количество, несметное количество праздников по разным иконам: Иерусалимская, Казанская, Владимирская... Вот как можно объяснить такое количество Богородичных праздников в нашей церковной жизни?
Свящ. Алексей:
— Ну, наверное, первая причина — это действительно, как я уже сказал, всесторонняя народная любовь к Пресвятой Владычице нашей Богородице, которая уже, многогранно изливаясь в нашем церковном творчестве и в гимнотворчестве, и в творчестве иконописном, и в творчестве праздничного богослужения — оно родило огромное количество поводов для того, чтобы вновь и вновь обратиться к Богородице за Ее помощью, и вновь и вновь поблагодарить Ее за оказанные вот эти благодеяния нашему человеческому роду, и прежде всего нашей русской земле.
Наверное, человек чем больше любит, тем он больше занимается объектом своей любви. Он старается больше сделать для любимого, он старается больше как-то сделать подарков, больше отметить праздников, больше принести каких-то даров, больше пообщаться... И конечно же, эта любовь Пресвятой Богородицы явилась первопричиной, действительно, такого множества нескончаемого и праздников, и почитания Ее икон, и почитания Ее каких-то чудес, которые, может, в нашей земле как-то локально произошли и имеют какой-то местный свой характер...
Потому что есть огромное количество праздников Богородицы, связанных с той или иной областью нашей широкой родины, бесконечной... Но вот Покров — он здесь и является как раз объединяющим праздником. Вот настолько наша любовь к Богородице, настолько все события Священной истории, настолько количество Ее икон велико, что, наверное, для России Покров имеет такой общий объединяющий смысл. Да, он объединяет всю нашу землю в служении Похвалы Пресвятой Богородицы.
А. Пичугин:
— Друзья, напомним, что сегодня в гостях у светлого радио — священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области и руководитель социального отдела Гатчинской епархии. Я — Алексей Пичугин, и через минуту мы снова вернемся в нашу студию и продолжим беседу.
А. Пичугин:
— Друзья, возвращаемся в нашу студию. Напомню, что в гостях у светлого радио сегодня — священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области и руководитель социального отдела Гатчинской епархии.
Отец Алексей, а как Вы думаете... Вот сейчас, может, напомнить — кто-то, может быть, к нам только присоединился — мы говорили о том, что очень много праздников, которые в нашем церковном календаре, в Церкви посвящены Богородице — безусловно, от большой любви и почитания православных людей, почитания ими Богородицы...
Я вот думаю, а не может ли для людей таким образом как-то заслониться почитание Бога в Церкви? Помните, когда-то шутили, в 90-е особенно: «Что такое Троица? — Это Божья Матерь, Николай Чудотворец и...» а — кто-то еще, но по-моему, там Христа не было, в этом понимании... При таком количестве святых, при таком количестве Богородичных праздников не рискуем ли мы просто в этом немного утонуть и забыть, что мы — Церковь Христова?
Свящ. Алексей:
— Ну конечно, такая опасность существует, и поэтому священники должны объяснять, что наш центр — это Господь, наш центр — это Христос. И именно благодаря сиянию света Христова мы имеем великое... Ну как вот на небе есть единое солнце, да; а есть и луна, а есть множество звезд — ну вот, можно было бы привести такую аналогию, что главное светило — это Господь. Потому что даже луна — она хоть и великое светило, но она светит светом отраженным, да.
И именно через Христа Богородица имеет свою славу. И именно как к Матери Господа нашего мы к Ней обращаемся. Не как самостоятельно к какому-то человеку, живущему здесь на земле, а как именно к человеку, который послужил самому великому делу вочеловечения здесь Господа на земле, и который дал возможность Господу сойти и соединиться с человеческим родом. И поскольку это произошло через Богородицу, то мы ничуть не погрешаем тем, что мы Ее почитаем особо. Мы знаем, что церковь почитает Богородицу превыше всех херувимов и всех серафимов и всех небесных сил бесплотных — потому что в Нее вселился Сам Господь, Сам Христос. И поэтому почитание Богородицы, оно в этом отношении особое...
Вообще если вспомнить... Как-то мне довелось, еще будучи студентом светского вуза, выйти в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, который тогда являл собой музей религии и атеизма... Вот там в одном из экспонатов этого музея я видел католическую икону, на которой была изображена Святая Троица, и вместе со Святой Троицей была изображена тут же — как бы инклюзивно включена в этот список — Пресвятая Дева Богородица...
Так вот таких православных икон нет. Потому что для нас Господь — это прежде всего Пресвятая Троица. А Богородица — Она хоть и совершила величайшее...
А. Пичугин:
— Как бы я не видел такую икону...
Свящ. Алексей:
— Ну вот я католическую такую икону видел...
А. Пичугин:
— Нет-нет, именно православную... Когда речь идет о ветхозаветной Троице... Был период в нашей иконографии, когда ветхозаветная Троица изображалась с добавлением разных совершенно людей святых, Богородицы... Я вот правда не помню, видел ли я Богородицу; но вот такую икону, где в центре — Святая Троица, а по бокам где-то, даже не обязательно в клеймах — разные персонажи библейской или уже нашей новозаветной христианской истории... Мне кажется, попадались...
Свящ. Алексей:
— Ну, очень может быть...
А. Пичугин:
— Но это вполне естественно...
Свящ. Алексей:
— Да... Все зависит именно от такого восприятия. Ведь икона — это, по сути дела, определенная богословская проповедь. И в этом отношении для нас, конечно, и Господь — это центр всей вселенной, да. И через Господа уже потом дальше благодать Божия имеет свое распространение уже на нас. И Богородица, я уже говорил — мы Ее прославляем именно как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, имеющую такую особую... ну не власть... имеющую особое дерзновение, особое почитание своего Сына... Благодаря которому мы можем, обращаясь к Богородице, просить о Его снисхождении. Ну так вот, во всяком случае, человеческому уму, наверное, проще эту картину воспринять. Если у нас есть какой-то сильный, серьезный ходатай перед Царем Царей, перед Господом нашим, то нам проще у Господа снискать милости...
А. Пичугин:
— Знаете, как... Можно это, простите, немного обесценить? Но при этом мне почему-то в голову пришел такой характерный пример. Наверное, у Вас так тоже часто бывает, и у меня — когда кто-то из знакомых звонит не напрямую человеку, а например, Вам звонит и говорит: «А Вы не могли бы там у Петра Петровича узнать, нужно ли мне сделать то-то и то-то?», или «Нельзя ли у Петра Петровича узнать, нужно ли мне приезжать?». Я говорю: «А почему ты не можешь напрямую Петру Петровичу позвонить?». — «Ну мне вот через тебя проще»...
Свящ. Алексей:
— Ну действительно, если человеку бывает так проще — почему бы и нет. Просто у человека обычно есть такое духовное осознание великого множества своих грехов; и когда человек напрямую обращается к Господу, ему зачастую бывает страшно. «Ну, Господи, как я подойду к Тебе? Я величайший должник перед Тобой...» И поэтому, действительно, просить милости психологически бывает проще человеку через какого-то ходатая, как я уже сказал...
А самый первый ходатай рода человеческого — как мы даже имеем некое такое свидетельство, предание церковное, что Пресвятая Богородица в конце, на Страшном Суде, будет просить за каждого человека, за каждого грешника у своего Сына будет просить, у Господа отдельно будет ходатайствовать за каждого... Есть такая идея, да — духовная действительность такая... Можно сказать, богословская идея...
И, наверное, чувствуя близость к своему сердцу этой идеи, человек идет и именно просит ходатайства Божией Матери — как особой заступницы рода христианского, как имеющей особое право просить своего Сына, потому что Она всецело была Ему послушна. Мы знаем, что Богородица... Она исполняла волю Божию в течение всей своей жизни. Даже когда Она что-то не понимала, Она всецело Господу доверяла.
Любое событие Она воспринимала, как вот сказано в Евангелии — «се, раба Господня; да будет мне по глаголу твоему». И скорби, и радости, и самое великое прославление, что она действительно будет теперь Матерью Господа неба и земли — оно все равно всегда со смирением принималось ее сердцем... Именно поэтому благодаря Ее вот такому служению, благодаря Ее материнскому служению, материнскому дерзновению пред Господом Она имеет такую возможность ходатайствовать за нас грешных... И мы этой возможностью всегда пользуемся — наверное, нам так удобнее...
А. Пичугин:
— Я вспоминаю... Я не застал свою прабабушку, но так как я рос в то время, когда... Ну, это вот был какой-то перелом в 80-90-е... И семья, родители — они интересовались тогда очень разными какими-то религиозными течениями, как у многих было в начале 90-х, да... И как-то в семье всегда знали, что прабабушка по папиной линии была верующая. У нее были иконы. И вот среди ее икон, я не помню... Там были иконы Спасителя, например; были Богородичные... Много их не было, естественно. Не как сейчас у нас там — все стены, много у верующих людей... Часто в домах бывает, что все стены в иконочках — больших, маленьких, во всю стену...
Нет, конечно же, нет. В красном углу, скорее всего, или где-то на полочках, или даже убранные, стояли несколько иконок: Богородичная, какого-то святого — по-моему, Николай Чудотворец, как у многих...
Я читаю, и многие, наверное, читали Владимира Солоухина — такое его программное произведение «Черные доски», где он описывает начало своего увлечения к собиранию икон. Когда он ездил по Владимирской области (а потом уже, конечно, не только по Владимирской), по деревням, собирал у бабушек иконы, выменивал, покупал, иногда даже в заброшенных храмах он умудрялся их находить — не только в иконостасах расставленные, а ими заколачивали окна...
И вот он все это собирал, расчищал, отдавал на реставрацию... И вот судя... Он как-то это впрямую не описывает, поскольку он тогда этим, когда писал «Черные доски», не интересовался — каким-то богословием вопроса, да; но если так почитать — то действительно получается, что в русских домах практически не было икон Спасителя...
Свящ. Алексей:
— Ну во-первых, наверное, люди воспринимали, что Спаситель изображенный на руках Богородицы... Все-таки большинство Богородичных икон, оно...
А. Пичугин:
— С Младенцем...
Свящ. Алексей:
— С Младенцем на руках, да... Оно в этом отношении восполняет этот дефицит...
А. Пичугин:
— Может быть, да... Это хорошее замечание...
Свящ. Алексей:
— А вот что касается... Я просто не специалист, я не знаю, действительно, а сколько было икон таких. Я могу тоже с Вами согласиться в этом отношении, потому что у меня от моей родни дореволюционной осталась одна икона — это Иверская икона Божией Матери. И эту икону пронесли сквозь войну, с этой иконой было связано чудо, которое было вот в моей семье... Потому что немцы когда пришли в деревню и подожгли сарай с хлебом, то мой прадед моей бабушке сказал: «Беги в дом, быстро вынеси икону Богородицы и поставь напротив»...
То есть, настолько были люди верующие глубоко, что вот в экстренной ситуации она побежала и эту икону поставила — и ветер тут же переменился, и хлеб был спасен. И так получилось, что они, погрузив этот хлеб, ушли в псковские леса, на подводах отвезли его к партизанам. И этот хлеб и их питал, и помог тем людям, которые воевали тогда за свободу нашей родины. И эта вот икона — она действительно великое чудо и заступление...
Ну вот да, особая любовь к Божией Матери нашего народа — она может быть засвидетельствована и мной — из опыта моей семьи, из религиозного опыта... Но при этом при всем, если это Божия Матерь — соответственно, есть же Господь, надо и к Нему обращаться...
А. Пичугин:
— А я, кстати, опять вспоминаю Солоухина... Книга написана... Там она редактировалась и дописана где-то в 80-90-е уже, а написана она в 60-е годы, во второй половине 60-х, ну и — со всем присущим тогда автору советским мировоззрением. Потом уже писатель Солоухин стал православным, потом уже там к нему ездили за смыслами письма неоднозначными... Много чего неоднозначного было...
Вот есть две абсолютные для меня у него книги: это «Владимирские проселки» и «Черные доски». И он писал ее с мировоззрением очень советского человека. Но тем не менее, соприкосновение с иконой очень сильно меняло это мировоззрение. И он через это соприкосновение становился уже не советским человеком...
И вот он вспоминает... Он с наскока — он был известный советский писатель, у него уже был автомобиль, он на этом автомобиле въезжал лихо в какое-нибудь село, шел узнавать, где тут у кого иконы есть... И если это была уже советская семья, где от бабушек и матерей что-то оставалось, то ему легко достаточно отдавали. Где-то на деньги выменяно, где-то на бутылку, где-то просто за столом посидели, выпили, отдали икону...
Но если это был дом, где жила старушка, пожилой человек, который эту икону помнит и чтит глубоко с царских времен — там практически не было случаев, чтобы, к каким бы ухищрениям он ни прибегал, ему кто-то ее отдал. Даже если он обещал, что она займет достойное место, что она отправится в реставрацию — но ничего не помогало, естественно...
Свящ. Алексей:
— Ну конечно, для семьи икона — это такая личная духовная ценность, это благословение Божие, это то, перед чем возносили молитву не только сами люди, но и их предки, да. Потому что вот та икона, которая сохранилась — я точно знаю, что у нас ею всегда благословляли на венчание по женской линии. Да, вот она так у нас перешла поэтому...
А. Пичугин:
— Сколько она венчаний таким образом пережила, интересно?
Свящ. Алексей:
— Ну, я не знаю точно, но сама икона — это где-то конец 18 — начало 19 века. Ну, можно плюс-минус по поколениям посчитать...
А. Пичугин:
— С десяток минимум...
Свящ. Алексей:
— Ну, это действительно семейная реликвия, это ценность. Ну что значит продать икону? Это почти для человека... чуть ли не как предать Господа...
А. Пичугин:
— Я даже не помню, у кого это прочитал — не было понятия «покупать» и «продавать» икону, но «мен на деньги». Понятно, что это попытка там перехитрить Бога... Но тем не менее, купить икону или продать икону нельзя — можно обменять на деньги...
Свящ. Алексей:
— Ну, наверное, да — люди просто, чувствуя святость этих икон, тех образов, перед которыми они возносили молитвы — они действительно отделяли их от каких-то обычных профанных вещей, которые за эти деньги можно было продать и купить. Это, наверное, вот именно следствие глубокого такого народного почитания — святых, Богородицы, Господа, и их изображений соответственно...
А. Пичугин:
— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня — священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области и руководитель социального отдела Гатчинской епархии.
То есть, вот это Иверская, да, икона?
Свящ. Алексей:
— Да...
А. Пичугин:
— Иверская икона — это первая икона, которую Вы увидели в своей жизни, да? Как-то познакомились с образом Богородицы... Да даже не обязательно Богородицы — с православием и образом...
Свящ. Алексей:
— Наверное, да... Просто когда я увидел, будучи маленьким мальчиком, я, конечно, не осознавал... Я видел прежде всего молящуюся бабушку. И это для меня... То, что ее молитва была обращена по направлению к иконам — это уже была такая вторичная вещь...
Лично я, так получилось, осознанно начал молиться где-то в 17 лет. Меня в 7 лет крестили...
А. Пичугин:
— И меня в 7 лет крестили...
Свящ. Алексей:
— Да, и это было на день 1000-летия крещения Руси. И я помню этот момент, но потом, после этого, я в 17 лет только, наверное... Ну, в храм если и заходил, то только случайно, если меня заводили. И только потом уже, с 17 лет, я стал ходить в храм осознанно. И конечно, с этого момента для меня эта икона — семейная реликвия. Она приобрела особый смысл, особое значение, особую ценность. И слава Богу, что в доме она у нас хранится, и есть возможность перед ней молиться...
А. Пичугин:
— Так же примерно, помню, меня в 7 лет крестили... До сих пор причем священник, крестивший меня, так и служит единственным священником в том деревенском храме — тоже, кстати, нечастый случай. Я когда мимо этого храма проезжаю, я так думаю: вот тут отец Борис, тут вот... стабильность какая-то есть в мире...
Свящ. Алексей:
— Ну да, это вообще замечательно, когда есть возможность приехать из какого-то суетного мегаполиса в тихую глубинку...
А. Пичугин:
— Это не глубинка, это теперь уже совсем ближнее Подмосковье... Просто тогда этот храм в Подольском районе первый отдали церкви, их было всего несколько открытых — в Подольске, очень далеко за Подольском и еще один. А этот — первый в 88-89 году вернули церкви, и туда все повалили толпой креститься...
Свящ. Алексей:
— Ну да... Я просто что хотел, какую мысль донести — что есть все-таки разные ощущения от молитвы, ощущения времени в зависимости от того, где ты находишься. Если ты вот молишься перед иконой, и у тебя молитва — она идет... Ну, ощущение времени как-то проходит, оно исчезает. И в этом отношении в тех храмах деревенских, где мне приходилось тоже бывать и молиться, я был очень рад, когда есть возможность уйти от какой-то городской суеты, от этого тоже...
Вот мы говорим сегодня про прославление Пресвятой Богородицы... Вот у меня был такой опыт, юношеский опыт молитвы в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Псковской земле. И я вот до сих пор вспоминаю с благодарностью те спокойные, тихие, неспешные службы, когда батюшка приходил и доставал, значит, записки, которые уже все пожелтели от времени... И поскольку прихожан было уже совершенно немного, даже тогда уже — псковская земля, она очень сильно поредела... И вот он эти записки всегда прочитывал...
А. Пичугин:
— А эти записки ему приносили, или они остались еще от предыдущих настоятелей, которым это в разные годы...
Свящ. Алексей:
— Ну, эти записки, конечно, наверное, ему. Потому что если бы он использовал те записки, которые были от предыдущих настоятелей, все-таки это был бы очень большой объем, потому что...
А. Пичугин:
— А я знаю такие случаи... На сугубой ектенье такая стопка записок разных лет совершенно священником прочитывается от и до...
Свящ. Алексей:
— Да... Единственное, что вот было с прошлых лет — это вот Елизаветинские, по-моему, Минеи... То есть, там вот были очень древние книги, по которым и мне когда-то удалось почитать... А потом уже началось уже такое огульное обнищание Псковской области, которое вылилось в бесконечную череду воровства и... Все это было, к сожалению, потом утрачено... Но оно осталось в моем сердце, и это очень важно...
Вообще весь опыт нашего богообщения, весь опыт нашей молитвы перед иконами, весь опыт почитания Пресвятой Богородицы, Господа, святых — он ценен только тем, что он оставляет след в нашем сердце. И он дает нам такую связь — живую связь с Богом. И в этом отношении как раз Покров — он показывает, что эта связь на Руси чувствовалась особо. И эта связь воспринималась людьми как лучшая защита, как лучшее сохранение от всех бед и зол. Ну и вот это, наверное — самое важное...
А. Пичугин:
— Один такой очень дорогой для меня священник любит дарить старые книги церковные. Ну, он их все время покупает, он их там... съездит, купит, подарит... И вот он как-то моему хорошему другу священнику дарил и говорит: «Батюшка, служите по старым книгам, не губите душу». Понятно, что это какое-то иносказание... Понятно, что какая разница — отпечатано это в современной типографии или это напечатано в 18 веке?
Но ты листаешь эту книгу и видишь: здесь там капелька воска упала; здесь, например, в служебнике — там, где литургия Иоанна Златоуста — он весь такой потрепанный от пальцев; там, где Василия Великого — там не так сильно все это... Всенощное бдение, вечерняя служба, утреня — там все это вот буквально... Где-то воск упал, и ты прямо понимаешь, что он тут стоял и молитвы прямо читал, свечку держал, воск падал... Часослов, шестопсалмие — все воском залито... И это дополнительно дает какое-то очень острое переживание соединения тебя с теми людьми, которых давно нет, и могил их не найти...
Свящ. Алексей:
— Ну да, это действительно так... Причем бывают исключительно яркие, живые примеры этого — я готов засвидетельствовать. Тут меня Господь благословил недавно — мне принесли псалтирь дореволюционную напечатанную... Но кроме того, что она зачитанная, да... ну не то чтобы до дыр — но видно, что хоть и очень аккуратно обращались с ней, прибегали к ней постоянно — там еще стоит печать ГБУшная 37-го года, что она «досмотрена» — то есть, что еще люди пронесли...
А. Пичугин:
— При обысках...
Свящ. Алексей:
— Через годы лихолетья вот эту книгу, и она продолжила... Они отстояли именно, отстояли...
А. Пичугин:
— Она все равно пошла дальше в церковь...
Свящ. Алексей:
— Да... Отстояли возможность богослужения, возможность к Богу обращаться... И это вот тоже такое особое проявление милости Божией — когда даже безбожные власти не смогли лишить людей всех духовных сокровищ, которые до сих пор согревают наши сердца. Даже вот одно прикосновение к которым дает совершенно другой настрой и совершенно другую систему координат, систему ценностей в жизни — что действительно ценно, а что в жизни проходящее. Чему стоит огорчаться, а на что, в общем-то, вообще не стоит обращать внимание... Даже не придавая этому абсолютно никакого значения, потому что самое главное — что с нами Господь...
И пока у нас есть такая бесконечно дорогая возможность молиться Богу, служить, делать добрые дела... Эта возможность — она действительно была выстрадана десятилетиями гонений на церковь, таким подвигом наших новомучеников и исповедников российских... Эту, конечно, надо возможность ценить и стараться ее не потерять... Потому что вот мы сегодня говорим про Покров Божией Матери, говорим о том, что этот праздник был в Константинополе, и Константинополь в свое время его утратил — ну так или иначе, в той или иной степени...
И вот для нас, для православных людей, очень важно тоже на нашей земле этот праздник сохранить. Поэтому хранить праздник Покрова Божией Матери, рассказывать про него, ценить его, доносить его до наших детей, укреплять его в наших каких-то культурных ценностях — это вот очень важная такая миссия и миссия серьезная, где мы через какие-то простые вещи, совершенно простые символы, можем донести теплоту... Ну вот хотя бы символ теплоты и Божией любви для тех людей, которые этой любви еще в совершенстве не ощущают...
А. Пичугин:
— Можно даже наших слушателей позвать в храм Покрова-на-Нерли, по возможности — будете в Москве... Тем более, многие сейчас ездят по Золотому кольцу, не имея возможности куда-то там еще уехать... Приезжайте, посмотрите — там это не явно, там нету... Смотришь на храм — и ты не видишь, что он Покровский. Ты зайдешь внутрь и увидишь икону Покрова. Но вот это все-таки такой уже вросший в наше сознание, в нашу память символ, который хочется увидеть своими глазами.
Я вот — уже не так много времени у нас осталось — про иконы мы говорили и про то, как люди смогли через годы гонений, через трагедии, несчастья пронести... У нас есть музей «Советский Союз: вера и люди» в Москве, с которым мы делаем совместные программы, они у нас по четвергам выходят. И вот среди экспонатов музея есть очень ценный — мы его очень как-то... бережно относимся к нему — это икона Спасителя. Она совсем маленькая — отец Алексей видит, я показываю, немного разведя пальцы, что от нее осталось — икона Спасителя, где только лик, а со всех сторон она обрублена топориком.
И про нее есть история, что она в какие-то военные или голодные годы, когда невозможно было достать дрова, уже совсем отчаявшиеся люди ее порубили на щепу — как-то они ее разжигали, разводили огонь в печке... Но рука не поднялась, когда дошли до лика — вот лик уже порубить рука не поднялась... И вот она у нас как такой ценный экспонат, воспоминание о тех временах есть...
Свящ. Алексей:
— Да, действительно вот, в восприятии народном ценность иконы трудно не заметить. Потому что здесь что нам дорого, что нам близко, что является символом нашей любви, символом нашего спасения, символом нашего богообщения, символом того, что Господь сохраняет нашу семью... И то, что мы действительно православные люди — все это идет через икону...
И конечно, икона, в том числе икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая тоже во многих семьях есть. Потому что этот образ довольно древний, но он тоже уже в нескольких изводах встречается. Он в наших храмах прославляет Господа, Божию Матерь, ну и является таким венцом этого праздника, про который мы сегодня говорим — замечательного русского православного народного великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы...
А. Пичугин:
— Спасибо большое за эту беседу...
Друзья, напомним, что священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области и руководитель социального отдела Гатчинской епархии, был с нами. Я — Алексей Пичугин, всего доброго!
Свящ. Алексей:
— Спаси Господь! Божие всем благословение!
Все выпуски программы Светлый вечер
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема