1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам свойственно надеяться на свои силы, в том числе и на силу своего интеллекта. Как правило, мы абсолютно уверены в том, что прекрасно понимаем процессы, происходящие вокруг нас, ну а если это не так, если нам, скажем, не хватает информации, то разум не смущается, он естественно и спокойно выстраивает такую схему, которая нам нравится и нами принимается. Именно по этой причине суть христианства ускользает от многих людей, ведь христианство невозможно постичь при помощи тех естественных инструментов, которыми мы располагаем. Если подходить к вести о Страдающем Боге с позиции строгой логики, то такая весть покажется чем-то совершенно невероятным, фантастическим, невозможным и абсурдным. Как может кому-то в чём-то помочь Тот, Кто не смог помочь Себе? Именно эту мысль и выразили обладающие рациональным мышлением «первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями» (см. Мф. 27:41) у Креста Господня: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:42–43). Но вот что любопытно: нечто подобное, только иными словами и в иной ситуации, предлагал Христу Спасителю и диавол тогда, когда Господь постом и молитвой готовил Себя к общественному служению. Искуситель потребовал, чтобы Спаситель проявил Свою божественную силу ради Себя Самого: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Это требование тоже очень логично, к нему не придраться, оно всем понятно. А вот отказ Воплощённого Бога превратить камни в хлеб, а затем и сойти с Креста — это нечто совершенно иное, это то, что находится за пределами постижимого.
Зачем вообще Ему было умирать? Разве у Него не было какого-то иного пути? Если Он Бог, то разве могло Ему — Всемогущему и Всесильному — что-то или кто-то помешать? Наверняка, можно было и как-то иначе, но Бог поступил так, как Он поступил, и, оказавшись на Кресте, Он ясно и наглядно показал, что истинная сила заключается не в том, чтобы с успехом испепелять и уничтожать своих врагов, и не в том, чтобы сконцентрировать в своих руках огромные материальные ресурсы, и даже не в том, чтобы поражать своих собеседников глубиной эрудиции и широтой познаний, а в том, чтобы принять волю Божию о себе самом, чтобы не сопротивляться ей, какой бы она ни была. Для христиан это интуитивно понятная аксиома, а для всех прочих, как о том написал апостол Павел, — юродство, соблазн и безумие.
Апостолу пришлось напоминать об этом христианам Коринфа, они, как и многие из нас, став христианами, не смогли мгновенно отказаться от привычного взгляда на мир, они по-прежнему полагали, что земные успехи, возможности и статус хоть что-то значат в деле спасения. Но это не так, это совсем не так. Если же христианам Коринфа, которые имели счастье личного общения с апостолом Павлом, пришлось об этом напоминать, то тем более в таком напоминании нуждаемся мы — люди, которые очень далеки от первохристианского горения в вере.
Церковь это и делает, она через праздники, посвящённые Честному и Животворящему Кресту, напоминает нам о том, что обрести блаженную вечность со Христом может лишь тот, кто по примеру Воплощённого Бога и в надежде воскресения сумеет проявить силу духа и в полной мере подчинить свою волю воле Божественной и совершенной.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.