1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем нам свойственно надеяться на свои силы, в том числе и на силу своего интеллекта. Как правило, мы абсолютно уверены в том, что прекрасно понимаем процессы, происходящие вокруг нас, ну а если это не так, если нам, скажем, не хватает информации, то разум не смущается, он естественно и спокойно выстраивает такую схему, которая нам нравится и нами принимается. Именно по этой причине суть христианства ускользает от многих людей, ведь христианство невозможно постичь при помощи тех естественных инструментов, которыми мы располагаем. Если подходить к вести о Страдающем Боге с позиции строгой логики, то такая весть покажется чем-то совершенно невероятным, фантастическим, невозможным и абсурдным. Как может кому-то в чём-то помочь Тот, Кто не смог помочь Себе? Именно эту мысль и выразили обладающие рациональным мышлением «первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями» (см. Мф. 27:41) у Креста Господня: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:42–43). Но вот что любопытно: нечто подобное, только иными словами и в иной ситуации, предлагал Христу Спасителю и диавол тогда, когда Господь постом и молитвой готовил Себя к общественному служению. Искуситель потребовал, чтобы Спаситель проявил Свою божественную силу ради Себя Самого: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3). Это требование тоже очень логично, к нему не придраться, оно всем понятно. А вот отказ Воплощённого Бога превратить камни в хлеб, а затем и сойти с Креста — это нечто совершенно иное, это то, что находится за пределами постижимого.
Зачем вообще Ему было умирать? Разве у Него не было какого-то иного пути? Если Он Бог, то разве могло Ему — Всемогущему и Всесильному — что-то или кто-то помешать? Наверняка, можно было и как-то иначе, но Бог поступил так, как Он поступил, и, оказавшись на Кресте, Он ясно и наглядно показал, что истинная сила заключается не в том, чтобы с успехом испепелять и уничтожать своих врагов, и не в том, чтобы сконцентрировать в своих руках огромные материальные ресурсы, и даже не в том, чтобы поражать своих собеседников глубиной эрудиции и широтой познаний, а в том, чтобы принять волю Божию о себе самом, чтобы не сопротивляться ей, какой бы она ни была. Для христиан это интуитивно понятная аксиома, а для всех прочих, как о том написал апостол Павел, — юродство, соблазн и безумие.
Апостолу пришлось напоминать об этом христианам Коринфа, они, как и многие из нас, став христианами, не смогли мгновенно отказаться от привычного взгляда на мир, они по-прежнему полагали, что земные успехи, возможности и статус хоть что-то значат в деле спасения. Но это не так, это совсем не так. Если же христианам Коринфа, которые имели счастье личного общения с апостолом Павлом, пришлось об этом напоминать, то тем более в таком напоминании нуждаемся мы — люди, которые очень далеки от первохристианского горения в вере.
Церковь это и делает, она через праздники, посвящённые Честному и Животворящему Кресту, напоминает нам о том, что обрести блаженную вечность со Христом может лишь тот, кто по примеру Воплощённого Бога и в надежде воскресения сумеет проявить силу духа и в полной мере подчинить свою волю воле Божественной и совершенной.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница