Главным храмом Православной Церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Под его крышей находятся наиболее значимые для христианина места: Голгофа, где был распят Спаситель, пещера Его погребения и воскресения, над которой построена теперь особая часовня — Кувуклия.
Храм Воскресения был сооружен в 4 веке. В те времена христиане были едины. Хранительницей храма была тогда назначена Иерусалимская Церковь. Все было благополучно, но через несколько веков произошли печальные события. На Иерусалим и Святую Землю обрушилось арабское нашествие.
Первоначальный храм Воскресения был разрушен. В Церкви также шли неприятные процессы. Сначала от православия отпали копты и многие сирийцы. Потом, в 11 веке, это сделали католики.
Как раз руками католических рыцарей-крестоносцев в 12 веке Святая земля была ненадолго отвоевана у мусульман. В период своего господства в Иерусалиме католики фактически заново отстроили храм Воскресения. В таком, почти не изменившемся виде, храм существует до наших дней.
Когда Святая земля вновь оказалась в руках у мусульман, султан не стал разрушать храм Воскресения и разрешил христианам пользоваться им. Право собственности на храм было возвращено Иерусалимской Церкви. Но это право было сильно ограниченно.
Дело в том, что претензии на храм были предъявлены, в частности, Римско-Католической церковью. Совершать богослужение в храм также выразили желание армяне, копты, эфиопы и сирийцы. В итоге, султан распорядился дать шести упомянутым Церквам право молиться в храме и совершать там богослужение. Имущество храма также было между христианами распределено.
Право общего владения, повторюсь, осталось за Иерусалимской Церковью. А вот ключи от храма достались во владение мусульманской семье Джудей. Это было сделано, чтобы уравнять христиан в правах, а греков как собственников избавить от зависти соседей. Так, на протяжении восьми веков ежедневно главный христианский храм утром открывает, а вечером закрывает мусульманин. Вот только не из упомянутого рода Джудей, а из семьи Нуйсебе.
Дело в том, что восемь веков назад Джудеи носили тюрбаны, то есть были высокого социального положения. Они посчитали ниже своего достоинства быть привратниками храма, а потому наняли Нуйсебе для исполнения своих обязанностей.
Приходится только сожалеть, что ключи от главной христианской святыни христианам не принадлежат, но в ситуации, когда за восемь веков ничего не изменилось и на Святой земле христианские церкви живут рядом друг с другом совсем не мирно, может это и к лучшему.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.