Николай Ге написал картину «Что есть истина?» поверх другой — «Милосердие». Художник пренебрёг традицией изображать Христа благообразным, желая показать, что Иисус страдал по-настоящему, в полной мере, когда Понтий Пилат предал его на Распятие.

— Андрей Борисович, отложите, пожалуйста, телефон. Пришли в гости, а сами сидите в интернете. Что вы там нашли такое интересное?
— Простите, Маргарита Константиновна, увлёкся. Занятный факт — оказывается, картину «Что есть истина?» Николай Ге написал на холсте поверх другого своего произведения. Вы знали об этом?
— Конечно, знала, дорогой друг, я же работаю в Третьяковской галерее. В 2011 году специалисты отдела научной экспертизы нашего музея с помощью рентгенографии обнаружили под сюжетом «Что есть истина?» более раннюю работу — «Милосердие». Об этой картине было известно только по дореволюционным каталогам, подлинник считался утраченным.
— У этих произведений сходный сюжет?
— Нет, они не схожи. Вот, посмотрите, у меня имеются обе репродукции в электронном виде. «Что есть истина?» — это иллюстрация момента из Евангелия, когда Христа незадолго до Распятия привели к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату. А «Милосердие» — скорее, философское размышление в красках. Некоторые критики трактуют эту работу как встречу Иисуса с самарянкой у источника.
— Но при этом самарянка одета по моде девятнадцатого века, а Спаситель выглядит измождённым, как будто уже прошел путь Страданий.
— Художник, по всей видимости, хотел напомнить, что страдающего Христа можно встретить в любую эпоху — важно разглядеть Его в каждом, кому требуется помощь. Помните евангельскую притчу о Царствии Небесном, в которое войдёт тот, кто накормил голодного, принял странника, навестил больного?
— Конечно, помню. Очень важные слова там сказал Христос: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». Но почему же Николай Ге решил закрасить свою картину?
— На выставке передвижников в 1880 году полотно вызвало шквал критики. Это сейчас зрителям понятны работы, в которых Иисус изображён на фоне современной жизни, а в девятнадцатом веке такой художественный приём сочли непозволительной вольностью.
— И что же, Николай Ге расстроился и из-за этого уничтожил изображение?
— Скорее всего, причина тут другая. В восьмидесятых и девяностых годах девятнадцатого века Николай Николаевич жил на хуторе Ивановский в Черниговской губернии, вдали от цивилизации. Там он работал над циклом, посвящённым Страданиям Христа. И вполне возможно, картину «Что есть истина?» он нарисовал поверх «Милосердия», просто не имея под рукой чистого холста.
— А новую работу Николая Ге современники восприняли благосклонно?
— Вовсе нет! Полотно с Христом и Пилатом на очередной выставке в 1890 году встретили еще жёстче.
— Но почему? Ведь здесь нет ни смешения эпох, ни искажения евангельского сюжета.
— Экспертам не понравилось, как художник представил образ Спасителя. Посмотрите, грузная фигура Понтия Пилата с мощным затылком ярко освещена, а Христос изображён в глубокой тени, и сам он подобен тени — истощённый, изнурённый.
— Но такой контраст между героями картины можно трактовать как противопоставление земной власти и Богочеловека, чьё Царство не от мира сего. Римский правитель с высокомерным жестом он адресует Иисусу вопрос «Что есть истина?», не нуждаясь в ответе. А ответ есть, Христос дал его своим ученикам на Тайной вечере, за несколько часов до исторического эпизода во дворце Пилата. Он сказал: «Я — путь, и истина, и жизнь». Николай Ге словно предлагает зрителю задуматься о сытом благополучии и гонимой истине.
— Но художники ещё со времен Возрождения изображали Христа благообразным даже в момент страданий. А Николай Ге пренебрёг этой традицией. За это его и упрекали. А Николай Николаевич возмущался: «Неужели, увидав мучимого человека, вы будете смотреть, достаточно ли он пригож?». Живописец хотел донести до современников, что Иисус страдал по-настоящему, в полной мере.
— Трудно быть арбитром между художником и его критиками, не имея перед глазами подлинника картины. Я непременно схожу в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть полотно Николая Ге «Что есть истина?» — произведение с удивительной историей и глубоким смыслом.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











