2 Кор., 184 зач., VII, 10-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Печаль, как известно, бывает разной: она может быть одной из восьми главных страстей, а может быть и спасительным покаянным чувством. В первом случае печаль способна погубить человека, а без второго вида печали невозможно обрести спасение. О печали нам сегодня предлагает задуматься звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 7-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Апостол Павел направил в Коринф строгое обличительное послание. Мы понимаем, что реагировать на строгое обличение можно как минимум двумя способами: можно его принять и попытаться исправиться, а можно начать возмущаться и оправдываться. Практика показывает, что нам свойственно чаще предпочитать второй вариант реакции на обличения.
Коринфяне же избрали первый вариант, они с любовью приняли павлова посланника Тита, и сделали правильные выводы из павлова послания. Такая реакция дала возможность апостолу похвалить своих адресатов: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения» (2Кор. 7:11).
Говоря добрые слова о коринфянах, апостол Павел не забыл упомянуть очень важное правило духовной жизни, которое в дальнейшее истории Церкви было тщательно осмыслено аскетами: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7:10). Апостол Павел, а вслед за ним и вся христианская аскетическая традиция не говорят о том, что печаль вредна сама по себе, более того, если продолжить мысль святого апостола, то станет ясно: невозможно обрести спасение, если не будет упомянутой Павлом «печали ради Бога». Такая печаль — это очень светлое чувство, оно само по себе омывает грехи человека, оно просветляет ум и указывает направление дальнейшего движения духовной жизни. В «печали ради Бога» нет собственно печали, это, скорее, радость от осознания собственных ошибок, и, самое главное, от понимания тех действий, которые необходимо совершить для их исправления. Такая печаль похожа на радость нашедшего правильную дорогу путника.
Однако бывает и иначе. Бывает, что печаль гнетёт, она не исправляет, а, напротив, загоняет человека в тупик, эталонный пример такой печали — это участь бывшего апостола Иуды, он, как мы помним, вместо обращения к Богу решил замкнуться в себе, и это привело его к гибели. История Иуды нам подсказывает и путь борьбы с уничтожающей нас печалью: её стоит открыть Христу, и Он найдёт способ превратить орудие мучения в орудие спасение, так, как Он сделал это с тем Крестом, на котором был распят.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
У нас в гостях был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Михайлов.
Разговор шел о том, как формировалось христианское богословие, формулировались ответы на спорные вопросы и ереси и как на это повлияла античная философия.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Алиевой была посвящена тому, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона (эфир 04.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы;
— Вход человека в церковную жизнь;
— Визит Папы Римского Льва XIV в Турцию на совместное с празднование 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора и встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем;
— Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны;
Философские клубы и научные дискуссии сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











