
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Совместимы ли деньги и духовность? Всякая ли благотворительность полезна для нашей духовной жизни? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 8-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Из посланий Павла мы знаем, что его советы и наставления могли касаться совершенно разных сторон жизни. Даже тех, которые в нашем обыденном понимании не имеют прямого отношения к духовной сфере. Вот и в только что прозвучавшем отрывке он касается финансовых вопросов. Дело в том, что древние общины находились на полном самообеспечении. А деньги были нужны. И для того, чтобы организовывать богослужебные трапезы, и для того, чтобы хоть как-то поддерживать тех, кто отдавал всё своё время и силы на организацию и поддержание церковного быта, и, конечно же, на благотворительность. Многие первые христиане были из социальных низов. И община считала своим долгом заботится о них.
Однако не все общины могли себе это позволить. Достаток был неравномерный. Некоторые братства находились в очень бедственном положении. В частности, дорогая сердцу Павла община в Иерусалиме. Поэтому в письмах апостола нередко встречаются упоминания о необходимости жертвовать. Да, апостол просит денежной поддержки для иерусалимских христиан у тех церквей, материальное положение которых было значительно лучше.
Итак, Павел не видел ничего зазорного в том, чтобы касаться вопроса денег. Мы знаем, что сам он не зависел от них. Не раз в своих посланиях он делает акцент на своей финансовой самодостаточности. Он отказывается жить на полном иждивении верующих. Хотя люди с радостью отдали бы ему и последнее. Он добывал себе на хлеб обычным ремеслом. Павел шил палатки. Однако для него существовали те сферы, где деньги самым тесным образом переплетались с духовной жизнью. Они превращались в мощный инструмент, который можно было использовать на благо другим и себе.
В жизни святых православной Церкви мы видим схожий опыт. Так, например, в руках святого праведного Иоанна Кронштадтского оказывались огромные суммы денег. Однако они там не задерживались. Господь сразу же посылал к нему нуждающихся, и святой находил, как использовать эти деньги по назначению. Праведный Иоанн был бессребреником. А потому деньги у него были всегда. Но никогда они им не владели.
Для благотворительности недостаточно просто иметь финансовую возможность и желание. Для того, чтобы жертвовать так, как апостол Павел и праведный Иоанн, с таким же внутреннем настроем, необходимо начинать с элементарного. Если человек сделал работу, мы обязаны ему немедленно заплатить. Помнить, что трудящийся достоин пропитания. Если нам назначили цену, не стоит её сбивать хитрыми манипуляциями. Если на нас висит долг, следует его вернуть, хотя бы малыми частями. Пусть это и займёт у нас года. Не следует беспечно висеть на шее у окружающих, которые готовы нас содержать, потому что зависят от нас эмоционально. Одним словом, нам необходимо приучать себя всегда честно платить по счетам. Есть здесь и обратная сторона. Мы вправе требовать тех денег, которые заработали. А это порой бывает ещё сложнее, чем не быть иждивенцем. Ведь очень непросто бывает спокойно потребовать то, что тебе причитается, у человека, от решения которого зависит твоя судьба и перемены настроения которого ты боишься, как огня. Но и здесь нам необходимо учиться быть честными.
Кому-то может показаться, что это очень обыденно. Однако именно подобное поведение на регулярной основе требует от нас огромной внутренней дисциплины. А потому именно эти ежедневные, незначительные действия свидетельствуют о нашей духовной самодостаточности, независимости и зрелости. И то, что многим приносит горе, а некоторыми считается даже источником зла, для нас превращается в ещё один способ привлечь к себе благодать и благословение Божие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. О поэте Иннокентии Анненском

Сегодня 1 сентября. В этот день в 1855 году родился поэт и драматург Иннокентий Анненский.
О значении его творчества и педагогической деятельности для русской культуры — протоиерей Артемий Владимиров.
Любители русской словесности отмечают 170-летний юбилей со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского — русского поэта, педагога, переводчика, критика, жизнь и деятельность которого связана с Царским Селом и Николаевской гимназией, где этот выпускник Московского университета преподавал многие десятилетия.
Анна Андреевна Ахматова отмечала, что скромнейший и почти безвестный при жизни поэт Иннокентий Анненский, по существу, проложил дорогу всем жанрам новой русской поэзии, оставаясь при этом несравненным по тонкости, по глубине лирического чувства, по профессионализму, глубине проникновения в смысл слов маэстро.
Один из учеников Иннокентия Анненского — Николай Гумилёв, творчество которого было куда известнее, чем у его педагога.
Нас привлекает в личности Анненского удивительное смирение и скромность, которых так не хватает нам, людям XXI столетия, особенно тем, кто со своим словом обращается к большой аудитории.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема