
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послание апостола Павла к Ефесянам состоит из двух частей, первая из них по преимуществу состоит из молитв, благословений и богословских размышлений относительно жизни во Христе. Начиная с четвертой главы, то есть с того отрывка, который мы услышали, апостол переходит от теории к практике: к описанию того, каким образом христианская жизнь должна осуществляться на деле.
Начинает Павел с упоминания своего состояния: он находится в тюремном заключении, но не по причине нарушения закона, причиной заключения послужило исповедание Христа. Само это упоминание уже говорит о практике христианской жизни: такая жизнь подразумевает готовность на всё то, что может повлечь за собой исповедание Христа Воскресшего. Об этой готовности очень хорошо рассуждать тогда, когда ничего не угрожает жизни и благополучию, значительно сложнее сохранять бодрость духа и веру в тех обстоятельствах, в которых оказался апостол, но у него хватает мужества быть последовательным, и его слова не расходятся с его же делами, что, конечно, прекрасный пример для любого христианина.
Далее Павел умоляет поступать «достойно звания», в которое призваны его адресаты. Здесь обращает на себя тот факт, что апостол не требует, не приказывает и даже не просит, он умоляет. Святитель Иоанн Златоуст в своем комментарии на этот отрывок сделал особый акцент на слове, которое использует апостол. Святитель заметил, что если человек что-либо просит, то делается это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то выгоду. Павлово «умоляю» — это высшая форма просьбы. Но какую личную выгоду ожидает получить апостол? Что лично ему может дать благоприятный отклик со стороны эфесской общины? Ничего. А высшее благо апостола заключено в благе его духовных детей. Получается, что он умоляет их принести пользу самим себе. И это тоже — пример и образец христианского делания, Павел забывает себя ради других, тем самым он уподобляется Христу Спасителю, ведь наш Господь поступал таким же образом: Он ничего не делал ради собственного блага.
После этого апостол Павел раскрывает то, каким образом должно проявляться христианское призвание в повседневной жизни: он пишет, что необходимо во всём поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением», а также со снисхождением к слабостям других людей. Цель такого поведения состоит в том, чтобы «сохранять единство духа в союзе мира». Для понимания этой мысли апостола, необходимо вспомнить о том, что одна из центральных тем павловых посланий заключается в его представлении христиан единым телом, с особенной полнотой апостол высказал эту концепцию в 12-й главе Первого послания к Коринфянам, суть же ее звучит так: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Телу Христову единство сообщает Дух Святой, который как дар дан всякому христианину, отсюда вытекает и призыв апостола: необходимо всеми силами стараться беречь то единство, которое сообщает Церкви Дух Святой, достичь этой цели можно лишь тогда, когда есть осознание себя одним из членов Христова Тела, который неразрывно связан со всеми другими христианами.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья