
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послание апостола Павла к Ефесянам состоит из двух частей, первая из них по преимуществу состоит из молитв, благословений и богословских размышлений относительно жизни во Христе. Начиная с четвертой главы, то есть с того отрывка, который мы услышали, апостол переходит от теории к практике: к описанию того, каким образом христианская жизнь должна осуществляться на деле.
Начинает Павел с упоминания своего состояния: он находится в тюремном заключении, но не по причине нарушения закона, причиной заключения послужило исповедание Христа. Само это упоминание уже говорит о практике христианской жизни: такая жизнь подразумевает готовность на всё то, что может повлечь за собой исповедание Христа Воскресшего. Об этой готовности очень хорошо рассуждать тогда, когда ничего не угрожает жизни и благополучию, значительно сложнее сохранять бодрость духа и веру в тех обстоятельствах, в которых оказался апостол, но у него хватает мужества быть последовательным, и его слова не расходятся с его же делами, что, конечно, прекрасный пример для любого христианина.
Далее Павел умоляет поступать «достойно звания», в которое призваны его адресаты. Здесь обращает на себя тот факт, что апостол не требует, не приказывает и даже не просит, он умоляет. Святитель Иоанн Златоуст в своем комментарии на этот отрывок сделал особый акцент на слове, которое использует апостол. Святитель заметил, что если человек что-либо просит, то делается это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то выгоду. Павлово «умоляю» — это высшая форма просьбы. Но какую личную выгоду ожидает получить апостол? Что лично ему может дать благоприятный отклик со стороны эфесской общины? Ничего. А высшее благо апостола заключено в благе его духовных детей. Получается, что он умоляет их принести пользу самим себе. И это тоже — пример и образец христианского делания, Павел забывает себя ради других, тем самым он уподобляется Христу Спасителю, ведь наш Господь поступал таким же образом: Он ничего не делал ради собственного блага.
После этого апостол Павел раскрывает то, каким образом должно проявляться христианское призвание в повседневной жизни: он пишет, что необходимо во всём поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением», а также со снисхождением к слабостям других людей. Цель такого поведения состоит в том, чтобы «сохранять единство духа в союзе мира». Для понимания этой мысли апостола, необходимо вспомнить о том, что одна из центральных тем павловых посланий заключается в его представлении христиан единым телом, с особенной полнотой апостол высказал эту концепцию в 12-й главе Первого послания к Коринфянам, суть же ее звучит так: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Телу Христову единство сообщает Дух Святой, который как дар дан всякому христианину, отсюда вытекает и призыв апостола: необходимо всеми силами стараться беречь то единство, которое сообщает Церкви Дух Святой, достичь этой цели можно лишь тогда, когда есть осознание себя одним из членов Христова Тела, который неразрывно связан со всеми другими христианами.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











