« – Вы были свидетелем очень страшных событий и сами попадали в ситуации, разобраться в которых нелегко. Какие события Вы бы выделили?
– Меня уже упрекали за это. Столько всего происходит, не только со стороны неприятеля, но и с нашей, от наших людей, наших партий и даже отдельных епископов. Всё это меня очень печалило, но таковы были обстоятельства: легко быть крепким задним умом. Между тем, Бог и не ожи-дает от нас гениальности, Он просто хочет, чтобы мы поступали по совести.
– Почему Вы не считаете себя живым свидетелем ?
– Да просто потому, что это так. Когда я был в Косово, мне придавали значение, которого я не имел.
Просто, я был там, и что было делать: земля тверда, небо высоко. Всем нам нужны добрые люди и добрые пастыри, и зачастую мы видим их там, где их нет, или там, где есть кто-то, кто вы¬глядит таковым…»
Фрагмент интервью патриарха Сербского Павла, данного им в 1997 году белградскому журналу «Профиль», прочитал Руслан Измайлов. Эта беседа вошла в книгу «Мудрое слово о правде, лжи и соблазнах современного мира. Пешком в вечность», состоящую из Евангельских проповедей Его Святейшества и журналистских разговоров с ним. Раздел, отданный в этой книге под интервью первоиерарха назван словами Павла: «Только грех унижает нас».
После блаженнейшей кончины сербского патриарха в 2009 году, статьи и книги о нём, сборники его поучений и наставлений все чаще и выходят и переиздаются в России. Изо дня в день растут интерес, внимание, любовь к этому великому молитвеннику, к человеку, который, по словам одного из его сограждан, высоко поднялся над миссией только лишь главы церкви и стал подлинным духовным светильником, «путеводным указателем – цитирую – нашего избавления и спасения».
Я положил свою закладку в незаметное вроде бы место, патриарх здесь, как я вижу, деликатно и вместе с тем настойчиво отстраняется от собственной харизмы, от себя самого. «Просто, я был там, и что было делать: земля тверда, небо высоко. Всем нам нужны добрые люди и добрые пастыри…»
Я долго всматривался в эти почти извиняющиеся слова, помня о том, что их произносит человек, родившийся в год начала Первой мировой войны, тот, кого множество раз за время земного срока его служения называли подлинным святым (таковым называл его в середине 2000-х и наш Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, да и другие главы поместных православных церквей).
Журналист Йован Янич, в своей книге о патриархе (именованной возгласом Его святейшества – «Будем людьми!») приводит слова знаменитого ученого Милорада Экмечича: «В истории Сербской церкви патриарх Павел останется как пушкинский “памятник нерукотворный”. В судные времена патриарх Павел обновил Сербскую Церковь святостью и молчанием… Вернул ей народ и сплотил его у алтаря, так что сейчас ему верят больше, чем какому-либо философу или политику. Не нужно учить детей его помнить. О нем узнают и те, кто не хочет».
Перед тем, как мы вернемся к прерванному интервью патриарха, данного в конце прошлого века (то есть совсем недавно), – обмолвимся еще об одной удивительной линии его духовной жизни, о которой многие помнят и знают.
Итак: патриарх Павел (или по-сербски – Павле) был настоящим нестяжателем.
Самым настоящим, буквальным, принявшим сей монашеский обет раз и навсегда. В самое сердце. Пара знаменитых фотографий, где он идет по улицам Белграда, торопливо пересекает трамвайные пути – не постановочная съемка. Это была жизнь праведника, никогда не осознающего себя таковым. Он просто спасал, как мог, свой народ, спасал своею святостью, своим трудом и любовью, – смиренно и ровно отражая свет Божий, как та самая путеводная звезда.
Счастье – думать, что ты был его современником.
«…Нужно всё время расти в добродетели, перейти порог высшей свободы, “невозможности грешить”. Эти ступени – дело внутренней жизни человека, которые только отражаются внешне. Это отражение мы чаще всего и видим, хотя каким-то образом чувствуем и внутреннее состояние человека. Пройдёте рядом с кем-то, и станет вам легче, спокойнее, сами не знаете почему. И, напротив, рядом с некоторыми будет неприятно, тяжело. Видите, какая разница. Мы себя, каждую свою духовную клеточку, готовим к раю или аду. Праведник не имеет чувств, позволяющих почувствовать муки ада, а грешник не имеет их для блаженства, потому что так они решили сами. Например, нервность, неврастения, ничего хуже не придумаешь. Такой разлом появляется из-за нехватки любви, и он может усугубляться всё больше и больше. Адские муки. Совершенная любовь изгоняет этот тёмный страх».
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема