
Ему довелось объехать с проповедью Православия огромные просторы Восточной Сибири, рукоположить первого православного священника-японца, освятить первый православный храм на территории Соединённых Штатов Америки. Речь идёт о епископе Павле (Попове) — сподвижнике выдающегося миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова).
Владыка Павел родился в Енисейске, и ему особенно отрадно было в тысяча восемьсот семидесятом году вернуться в родной город — чтобы служить епископом, «по правилам святых апостолов и отцов», как значилось в императорском указе. Возвращению на малую родину предшествовали десятилетия служения в Иркутске, Красноярске и Якутске, тысячи вёрст, проделанных по заснеженным просторам Восточной Сибири в миссионерских поездках.
До Енисейска преосвященный Павел добирался несколько месяцев через Америку и Европу. Во время проезда через Соединённые Штаты Америки епископ Павел в Сан-Франциско совершил освящение первой православной церкви в Северной Америке за пределами Аляски.
Прибыв в Енисейскую епархию, владыка Павел в числе приоритетных задач занялся проповедью Православия среди ещё не знавших Христа сибиряков, представителей коренных народов. В тысяча восемьсот семьдесят первом году его стараниями был образован местный комитет Православного миссионерского общества. В него вошёл Якутский и Енисейский губернатор Аполлон Лохвицкий, множество знатных горожан и купцов, благодаря чему за счёт пожертвований членов общества строились церкви и церковноприходские школы, основывались библиотеки, оказывалась поддержка миссионерам, издавалась духовная литература и учебники для детей. Особое внимание уделялось проповеди среди коренных народов Сибири — хакасов, долганов, эвенков и других, а также в отдалённых местностях — Туруханском крае, Минусинском и Ачинском уездах. Мало-помалу благодаря усилиям миссионеров уходили в прошлое языческие обычаи — многожёнство, почитание духов, кража невест. Велась и борьба с пьянством.
Епископ Павел в первый год своего служения на Енисейской кафедре совершил объезд сорока девяти приходов вплоть до полярного Туруханска. Он желал досконально знать свою епархию, общаться с паствой лицом к лицу. Святитель Иннокентий (Вениаминов) отмечал, что владыка Павел — «человек твёрдо благочестивый, строго исполнительный, неутомимо деятельный, невзыскательный, всегда и всем довольный, кроткий, уживчивый, и главное — любящий и умеющий беседовать с простыми людьми».
В тысяча восемьсот семьдесят пятом году преосвященный Павел вновь побывал за границей — на этот раз в Японии, где он рукоположил первых японских православных священнослужителей: иерея Павла Савабэ и диакона Иоанна Сакая. Как вспоминал иеромонах Николай (Касаткин) (будущий святитель Николай Японский), владыка Павел «был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, всё выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный, живущий только для других».
Своё жизненное призвание епископ Павел (Попов) видел в продолжении трудов святителя Иннокентия Иркутского по просвещению Сибири. Имя владыки Павла занимает достойное место в ряду выдающихся православных просветителей этой суровой земли.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.