
Вильна, Петербург, Ковна, Псков, Витебск, Василёво, Львов, Черновцы —это лишь малая часть из большого числа городов, где проповедовал настоятель Московского Никольского единоверческого Монастыря — архимандрит Павел Прусский, один из самых ярких миссионеров своего времени. Во все путешествия он брал в качестве помощника своего ближайшего ученика и последователя — Михаила Ефимовича Шустова. Почти два десятилетия Михаил Ефимович был послушником в Никольском монастыре, а в конце жизни ему суждено было стать настоятелем этой миссионерской общины. В монашестве Михаил Шустов получил имя Мина.
Будущий архимандрит Мина родился в Нижегородской губернии, в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев. Первоначально он принадлежал к последователям «старой веры», в юности занимался торговлей. Но в итоге Михаил решил оставить старообрядчество и принять единоверие, последователи которого придерживаются богослужебного устава, бытовавшего на Руси до реформ патриарха Никона, но признают главенство и иерархию Московского патриархата. Михаил Шустов пришел в Москву в Никольский единоверческий монастырь к архимандриту Павлу Прусскому. В обители охотно принимали паломников, можно было поселиться на какое-то время, посещать библиотеку и слушать общие беседы, настоятель лично беседовал со всеми старообрядцами, которые приходили в монастырь. В итоге Михаил Шустов остался в Никольской обители. Около двадцати лет он прожил в Никольском единоверческом монастыре послушником и стал ближайшим учеником и сотрудником в миссионерской деятельности настоятеля — архимандрита Павла Прусского.
В первой половине 1896-го года, после кончины архимандрита Павла, уже при следующем игумене Иерониме, Михаил Шустов был пострижен в монашество с именем Мина и рукоположен в сан иеромонаха. Отец Мина позже подвизался в нескольких миссионерских обителях, а в последние годы жизни вернулся в качестве настоятеля в монастырь, где начинал свой иноческий путь.
Игумен Мина был твердым сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской Православной Церкви через единоверие. Он вел неустанную миссионерскую деятельность: ездил по старообрядческим общинам и проповедовал там, общался с прихожанами Никольского единоверческого монастыря, он также был активным членом Общества трезвости.
Скончался архимандрит Мина (Шустов) скоропостижно в Никольском единоверческом монастыре в Москве. Отец Мина оставил после себя несколько литературных трудов по вопросам проповеди православия и ряд талантливых учеников — православных миссионеров.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема