
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Крещение — одно из семи главных церковных Таинств. Оно является дверью, открыв которую, человек становится участником христианской общины, то есть получает возможность участвовать в остальных таинствах Церкви. На значимость крещения указывал Сам Иисус Христос. Так, в Евангелии от Иоанна Он говорит прямо: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Поэтому и Своим ученикам Он дал заповедь не просто проповедовать Евангелие, но и крестить людей. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — призывает Он апостолов перед Своим вознесением.
Само Крещение совершается при помощи троекратного погружения в воду. Вода с глубокой древности являлась символом чистоты, а потому использовалась в различных ритуалах, связанных с очищением. Так, например, уже Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию, то есть, к изменению образа жизни и мыслей, по сути, очищению от прежних грехов, погружал их при этом в воды Иордана. Христианское крещение отличается от крещения, которое совершал Иоанн Предтеча тем, что символизирует не просто покаяние и желание изменить жизнь. По вере Церкви, троекратно погружаясь в воду, человек таинственным образом с одной стороны умирает для своего прошлого, с другой — соединяется со Христом, чтобы воскреснуть с Ним к вечной жизни. Та тонком духовном уровне он становится участником церковного организма, который зачастую так и называют Тело Христово. Поэтому обязательными условиями крещения являются покаяние и вера в Спасителя.
Крещение всегда сопровождалось другим таинством, о котором рассказывается в сегодняшнем отрывке. Услышав, что люди крещены крещением Иоанна, апостол Павел возлагает на них руки и на них сходит Дух Святой. Таким образом он восполняет то, что некогда сделал Иоанн. Это таинство, восполняющее Крещение, называется в современной церковной практике Миропомазание. Дело в том, что желающих креститься в определенный момент стало так много, что апостолы и их приемники не имели возможность делать это сами. А потому они сочли целесообразным заменить возложение рук помазанием освященного масла, над которым они совершали специальную молитву. После этого совершать миропомазание с их благословения мог и простой священник. Во время этого таинства Господь дает человеку дары Святого Духа. То есть такие качества, которые делают его христианином не только по названию, но и по факту самой жизни. Очень емко апостол Павел перечислил основные из них в одном из своих писем. Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Конечно, эти качества даются человеку не сразу, но словно семечко, в зачатке. Задача самого человека заключается в том, чтобы эти ростки не заросли сорняками. Своей христианской жизнью он должен развить их в себе и насытить таким образом свою душу светом и теплом божественной благодати.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.