Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Крещение — одно из семи главных церковных Таинств. Оно является дверью, открыв которую, человек становится участником христианской общины, то есть получает возможность участвовать в остальных таинствах Церкви. На значимость крещения указывал Сам Иисус Христос. Так, в Евангелии от Иоанна Он говорит прямо: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Поэтому и Своим ученикам Он дал заповедь не просто проповедовать Евангелие, но и крестить людей. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — призывает Он апостолов перед Своим вознесением.
Само Крещение совершается при помощи троекратного погружения в воду. Вода с глубокой древности являлась символом чистоты, а потому использовалась в различных ритуалах, связанных с очищением. Так, например, уже Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию, то есть, к изменению образа жизни и мыслей, по сути, очищению от прежних грехов, погружал их при этом в воды Иордана. Христианское крещение отличается от крещения, которое совершал Иоанн Предтеча тем, что символизирует не просто покаяние и желание изменить жизнь. По вере Церкви, троекратно погружаясь в воду, человек таинственным образом с одной стороны умирает для своего прошлого, с другой — соединяется со Христом, чтобы воскреснуть с Ним к вечной жизни. Та тонком духовном уровне он становится участником церковного организма, который зачастую так и называют Тело Христово. Поэтому обязательными условиями крещения являются покаяние и вера в Спасителя.
Крещение всегда сопровождалось другим таинством, о котором рассказывается в сегодняшнем отрывке. Услышав, что люди крещены крещением Иоанна, апостол Павел возлагает на них руки и на них сходит Дух Святой. Таким образом он восполняет то, что некогда сделал Иоанн. Это таинство, восполняющее Крещение, называется в современной церковной практике Миропомазание. Дело в том, что желающих креститься в определенный момент стало так много, что апостолы и их приемники не имели возможность делать это сами. А потому они сочли целесообразным заменить возложение рук помазанием освященного масла, над которым они совершали специальную молитву. После этого совершать миропомазание с их благословения мог и простой священник. Во время этого таинства Господь дает человеку дары Святого Духа. То есть такие качества, которые делают его христианином не только по названию, но и по факту самой жизни. Очень емко апостол Павел перечислил основные из них в одном из своих писем. Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Конечно, эти качества даются человеку не сразу, но словно семечко, в зачатке. Задача самого человека заключается в том, чтобы эти ростки не заросли сорняками. Своей христианской жизнью он должен развить их в себе и насытить таким образом свою душу светом и теплом божественной благодати.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.
5 мая. О значении события Воскресения Христа для человечества
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О значении события Воскресения Христа для человечества, — игумен Лука Степанов.
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов