— Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, что бы мне почитать из духовной литературы? Чтобы и познавательно было, и поучительно, и для души полезно!
— Что же вам предложить? Да вот, пожалуй, возьмите «Диалоги» святителя Григория Двоеслова, папы Римского.
— Папы Римского? Нет, я хотел бы произведение православного автора.
— Святитель Григорий возглавлял Римскую кафедру в шестом веке, до разделения Церквей на Западную и Восточную. Его почитают и католики, и православные. Согласно Преданию, именно он составил чин литургии Преждеосвященных даров, которую служат в наших храмах в дни Великого поста.
— А книга его о чём?
— «Диалоги» — это сборник рассказов о жизни итальянских подвижников шестого века. Книга написана в форме бесед святителя Григория с неким дьяконом Петром. Из-за этого труда римский епископ и был наименован «двоесловом», то есть участником диалога, или, попросту, собеседником.
— О, тут и биография святителя есть! Как интересно!
Святитель Григорий происходил из старинного рода римских патрициев, исповедовавших христианство с первых веков распространения Благой Вести. Родители готовили сына к политической карьере и постарались дать ему основательное образование. Как сказано в летописях, «он был настолько сведущ в грамматике, диалектике и риторике, что в Риме не было ему равного». Поступив на службу к императору, Григорий вскоре занял одну из высших государственных должностей. Однако, успех не приносил ему радости — он оставался чиновником только лишь потому, что не хотел огорчать родителей. Сразу же после смерти отца юноша испросил у матери благословения принять монашеский постриг.
Григорий получил от родителей в наследство особняк в Риме и шесть вилл на острове Сицилия. В каждой из них он организовал по иноческой общине, а в столичном доме устроил монастырь во имя апостола Андрея, где поселился сам. По слову летописца, «Григорий был так воздержан в пище и так неутомим в молитве, что от истощения едва стоял на ногах». Он часто болел, но физическая немощь не лишила его ревности в исполнении монашеских обетов.
В 577 году Григорий был посвящен в сан диакона. Рим в то время претерпевал нашествие лангобардов — германского племени, исповедовавшего арианскую ересь. Папа Римский направил молодого дьякона в Константинополь с прошением оказать военную помощь. Это оказалось невозможным, поскольку все силы Византии были сосредоточены на сопротивлении персам. Но пребывание в Константинополе оказалось плодотворным для Григория, как для богослова. В это время он изучил греческий язык, читал творения святых отцов Византийской церкви и написал «Толкование на книгу Иова», снискавшее интерес как на Востоке, так и на Западе.
Вскоре после возвращения дьякона на родину в Риме распространилась чума. Во время эпидемии умер Папа Пелагий Второй и христиане города единодушно избрали Григория епископом. Новый Папа горячо призывал народ к покаянию, убеждая, что только с помощью Божией можно остановить свирепствующую болезнь. Он организовывал молебны и крестные ходы, и сам возглавлял их. И вскоре чума перестала истреблять жителей «вечного города».
Но напасти на этом не прекратились. Италию по-прежнему сотрясали нашествия лангобардов. Был момент, когда светские градоначальники предпочли эвакуироваться в Равенну, и папа Григорий возглавил оборону города, взял на себя государственные заботы. При этом он называл себя не иначе, как «раб рабов Божиих». Даже на высоте власти святитель не перестал быть аскетом и подвижником, тяготился суетой. Он признавался: «Я скорблю от воспоминаний о прежней моей монастырской жизни, когда душа умела возвышаться над всем скоропреходящим и мысль ее была постоянно устремлена к небесному». На протяжении жизни святитель Григорий писал богословские труды, самым популярным из которых стало «Собеседование о жизни италийских отцов», более известное как «Диалоги».
— Ну как, понравилась вам книга святителя Григория Двоеслова?
— Книга удивительная! В ней много рассказано и о чудесах, и о посмертной участи человека. Но при этом показано, что всего важнее в духовной жизни внутренняя сторона подвига — молитва и смирение. Столько веков прошло, а перед верующим во Христа все тот же вопрос стоит — как достичь святости? И я благодарен святителю Григорию за беседу об этом!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.