
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы знаем пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше» и все мы знаем, что где бы человек ни бывал, для него важно иметь собственный угол, в котором он может внутренне успокоиться. Но с каким чувством мы призваны бывать в доме Божием? Кто мы в нём? Чужие? Гости? Родные дети? Ответы на эти вопросы звучат в 83-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 83.
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоём: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Помню, как однажды я слышал такой диалог матери и её сына-подростка:
— Мама, а на что будет похож рай? Что мы там будем делать?
— Как что, молиться, конечно! Вечно предстоять Богу!
— Мама, если я с трудом выстаиваю службу, что со мной будет, если я попаду в рай.
Надо признать, что ребёнок был явно растерян. Из уважения к родителям раз в неделю в день, когда его одноклассники высыпались, он просыпался рано утром и шёл на литургию. Стоял, пытался слушать, понимать, боролся со сном и с чувством исполненного долга шёл домой, отдыхать перед учебной неделей. Хотел бы он стоять на службе вечно? Вряд ли он был бы готов искренне даже сам для себя ответить на этот вопрос, так как стеснялся собственного несоответствия идеалам, которые нарисовала его мама. Размышляя над этим диалогом, я вспоминаю о том, что люди действительно переживают в храме самые разные эмоции. Одни приходят на общую молитву и радуются встрече, другие любят прийти и постоять в тишине, собираясь с мыслями и стремясь внутренне успокоиться, третьи не могут спокойно стоять, потому что их душат слёзы.
В псалме, который был сейчас прочитан, мы слышим восторг паломника, который счастлив быть в доме Господнем. Он так внутренне томился, он так искал встречи... он ощущает, что здесь его истинный дом, в который он стремится, как птица стремится к своему гнезду. В храме он видит место истинного успокоения его сердца. Человек, переживающий такие эмоции, явно неформально подходит участию в богослужении, он буквально живёт этой встречей.
Почему человек чувствует себя спокойно дома? Потому что он чувствует себя в безопасности, он буквально доверяет стенам, которые его окружают... Здесь для него не страшны враждебные взгляды. По крайней мере ему так кажется. Но если разобраться, многие из нас и дома не чувствуют себя спокойно. Мы всё время в погоне за какими-то целями, мы переживаем за свой статус, за что-то испытываем вину, к чему-то стремимся, с кем-то соперничаем... Так что, если говорить всерьёз, и дома мы не можем успокоиться до конца. Потому что подлинное спокойствие связано не только со стенами, которые нас окружают.
Что же чувствовал паломник времён псалмопевца, приходя в иерусалимский храм? Он чувствовал, что день в доме Господнем лучше тысячи дней в шатрах нечестия. Ощущал в храме присутствие Того, Кто может не просто защитить, но исцелить его душу, Кто способен даровать ему подлинный покой в непорочности сердца. Сегодня мы читаем этот текст через призму евангельского благовестия. Мы знаем, что опыт рая или Царства Небесного, не ограничен местом или только стенами, но связан с опытом нашего пребывания в Духе и истине. Это, конечно, никакое не выстаивание и не вычитывание, как могло показаться подростку, о котором мы говорили вначале. Это опыт любви, опыт радостной встречи и бесконечного общения человека с Тем, Кто наполнил его жизнь — смыслом, совесть — покоем и сердце — радостью.
Псалом 83. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 83. (Церковно-славянский перевод)
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Юрий Никулин и его родители

Фото: Nuno Alberto / Unsplash
В комнатке коммунальной квартиры старого московского деревянного дома собралась семья. Отец что-то сосредоточенно писал на листке бумаги — он работал журналистом, а ещё сочинял сценарии для театральных миниатюр. Чуть поодаль за столом мать чистила картошку к ужину. Тут же, с тетрадями и учебниками, примостился сын-школьник. В тесноте — да не в обиде! Такую типичную картину из детства часто вспоминал Юрий Владимирович Никулин — артист цирка и кино, знаменитый клоун, режиссёр и телеведущий. Любовь к отчему дому, к отцу и матери, он пронёс через всю жизнь.
В цирк впервые его привёл отец, Владимир Андреевич Никулин. Случилось это в 1926-м году. Юре было тогда пять лет. Отец позвал мальчика на прогулку, а сам подмигнул супруге. Юра заметил, и понял: его ждёт сюрприз. Они долго ехали на трамвае, потом долго шли пешком. И наконец подошли к огромному зданию. У входа толпился народ. Отец торжественно произнёс: «Это, Юра, цирк!» Огромный купол, манеж, застеленный мягким ковром, звуки оркестра. Перед ними был знаменитый Цирк на Цветном бульваре. Пройдут годы, и мальчик Юра станет его руководителем. А пока он с замиранием сердца смотрел на дрессированных зверей, воздушных гимнастов и забавных клоунов.
Примерно тогда же и сам Юра впервые вышел на импровизированную сцену. Её устроили прямо в коридоре их коммунальной квартиры. К празднику Масленицы Владимир Андреевич написал маленькую пьесу для домашнего спектакля под названием «Блин». В постановке участвовали соседские ребятишки. А главная роль досталась Юре. Он исполнял песенку Блина: «Я весёлый, я не грустный, я поджаристый и вкусный». Эти слова мальчик произносил с таким воодушевлением, что соседи от души хохотали и хлопали в ладоши.
Если отец в семье был творческим двигателем, то мама, Лидия Ивановна, была душой дома Никулиных, хранительницей семейного очага. Ради заботы о семье она оставила карьеру актрисы. На Смоленщине, в городе Демидове, где Никулины жили до переезда в столицу, она играла в местном драматическом театре. Юрий Владимирович вспоминал, как уже в Москве зимними вечерами мать растапливала в доме в Токмаковом переулке печь-буржуйку. Дрова колол отец вместе с Юрой. Под треск огня, кутаясь в пуховый платок, мама садилась у печки и вязала. Отец заваривал чай, устраивался рядом с ней. Они сидели молча, время от времени ласково переглядывались. Никулин говорил, что даже будучи ребёнком, чувствовал любовь отца и матери, их трогательную заботу друг о друге. Через годы, на 20-летие собственного счастливого брака, Юрий Владимирович написал матери в письме: «Так дружно жить меня научила ты. Передо мной всегда пример, как ты жила с папой». Письма матери поддерживали Юру, когда молодым солдатом он шагал дорогами Великой Отечественной войны. На фронте в часы отдыха солдаты часто слушали на патефоне песню Клавдии Шульженко «Мама»: «Мама, как всегда мне светло с тобой. \ Мама, всюду вижу я образ твой». «Мне казалось, что это про мою маму», — вспоминал артист.
Юрий демобилизовался в 1946-м году. Ему тогда исполнилось 26. Однажды они с отцом гуляли по городу, и купили газету «Вечерняя Москва». В ней было объявление о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Отец спросил сына, не хочет ли он попробовать поступить? Юра загорелся. Собрали семейный совет. Лидия Ивановна поначалу отнеслась к идее с сомнением. Она хотела, чтобы Юра пошёл в театральное училище. Но отец и сын умели убеждать, и мама сдалась. Было решено: Юрий поступает в студию цирка. Так, вместе с родителями, Никулин выбрал свой путь, став одним из самых знаменитых клоунов страны и директором того самого Цирка на Цветном бульваре. На каких бы гастролях и в каких бы далёких далях Никулин ни находился, отовсюду звонил и писал отцу и матери.
В 1976-м году, когда их обоих уже не было в живых, вышли мемуары артиста под названием «Почти серьёзно». В этой книге Юрий Владимирович Никулин вспоминал о родителях — с нежностью, любовью и благодарностью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Участвовать в акции «Пасха глазами детей» и поддержать Вику из Красноярска

В эти Светлые пасхальные дни Фонд «География Добра» запустил акцию «Пасха глазами детей». Его команда собрала трогательные рисунки учеников художественной школы в Костромской области и сделала на их основе душевные праздничные открытки. На сайте «Географии Добра» есть возможность выбрать любую из таких открыток, затем указать адрес доставки и внести благотворительный взнос. Таким образом вы сможете поделиться с близкими пасхальной радостью и совершить доброе дело. Собранные в рамках акции средства отправятся на помощь подопечной фонда – 11-летней Вике Дубровской из города Красноярска.
У Вики проблемы с двигательным развитием, поэтому любые движения даются ей непросто. Мало-помалу, с поддержкой родных и врачей, девочка проходит свой путь к полноценной жизни. Сегодня Вика делает шаги у опоры, учится в обычной школе и отлично плавает. Ещё будучи маленькой, она спокойно проплывала под водой расстояние в 12 метров!
Одно из любимых увлечений девочки – конструкторы. Только собирать детали у неё получается с трудом. У Вики плохо двигаются кисти рук и пальцы. Операция может всё исправить. После неё Вика будет не только более ловко управляться с конструктором, но ещё и самостоятельно чистить зубы, застёгивать пуговицы и крепко держаться за опору во время ходьбы. Операция дорогостоящая, поэтому Фонд «География Добра» помогает семье Вики собрать необходимую сумму.
Каждый может стать частью этого доброго дела. Присоединяйтесь к акции «Пасха глазами детей». Дарите близким пасхальные открытки и хорошее настроение и вносите свой вклад в помощь Вике из Красноярска. Узнайте об этом больше на сайте Фонда «География Добра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов